Деньги есть, но не про вашу честь — такова суть нового федерального бюджета, одобренного депутатами Госдумы. Последние новости сегодня. Свежие новости.
Проект федерального бюджета на 2019—2021 годы прошел в среду первое чтение в Госдуме. Несмотря на санкции, дела у России идут неплохо — в последнее время цены на нефть снова поползли вверх, поэтому впервые за семь лет казну удалось сверстать с большим профицитом. Впрочем, этих денег стране, судя по всему, не видать.
По расчетам правительства, профицит бюджета составит в 2019 году 1,932 трлн рублей, в 2020 году — 1,224 трлн рублей, а в 2021 году — 952 млрд рублей. Пришедший в Госдуму руководитель Счетной палаты Алексей Кудрин сообщил, что дополнительных денег может оказаться больше почти на один триллион рублей.
Дело в том, что при формировании бюджета правительство воспользовалось известным приемом, заложив в него явно заниженную стоимость нефти в $41,6 за баррель на 2019 год. Но Кудрин уверен, что «черное золото» будет стоить дороже как минимум на $10. В таком случае профицит бюджета может возрасти, по его словам, в следующем году почти до 3 трлн рублей.
Но эти деньги не направят на развитие российской экономики и социальной сферы, а сохранят в Фонде национального благосостояния (ФНБ) в виде «подушки безопасности». В правительстве уверяют, что именно таким образом смогут гарантировать выполнение всех социальных обязательств даже в том случае, если против России введут кучу новых санкций или рухнут цены на нефть.
«А вот если объем ФНБ превысит 7%, то дополнительные доходы можно будет направлять на развитие экономики», — пообещал на заседании глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. По его подсчетам, эта планка будет превышена уже в конце 2019 года на 2 трлн рублей, а по итогам 2021 года — на 4,5 трлн рублей.
Однако из этого вовсе не следует, что казенные деньги потекут рекой предприятиям в виде дешевых кредитов или в стране построят много новых школ и детсадов. Макаров дал понять, что у российских бизнесменов деньги есть, но они почему-то не спешат вкладывать их даже в свое собственное производство. «На счетах российских предприятий находится 28 трлн рублей, и предприятия их не тратят», — напомнил депутат.
Попытки депутатов выяснить позицию правительства по вопросу расходования бюджетных излишков успехом не увенчались. Пришедший представлять в Госдуму проект бюджета глава Минфина Антон Силуанов подобных разговоров всячески избегал.
Сами же парламентарии не отважились поднять тему растущих секретных расходов бюджета. Между тем, в 2019 году их доля превысит 3 трлн рублей или 2,9% ВВП. Таким образом, траты на секретные нужды составят 17% всех расходов федерального бюджета. А уже к 2021 году доля засекреченных расходов возрастет до отметки в 21% от всех расходов бюджета или 4 трлн рублей.
Закрыв глаза на секретные статьи бюджета, парламентарии, между тем, потребовали от правительства разрешить им более активно участвовать в контроле над расходованием бюджетных средств.
Силуанов же сказал, что главное в бюджете другое — это реализация национальных проектов и комплексного плана модернизации и развития инфраструктуры. Именно на эти цели в ближайшие три года планируется потратить более 13 трлн рублей.
«В первую очередь, это реализация тех национальных целей развития, которые поставлены в указе президента. Здесь и вхождение РФ в пятерку стран с наибольшими объемами экономки. Это и повышение темпов экономического роста выше среднемировых.
Это и задача в области социальной, мы говорим о продолжительности жизни наших граждан и вхождении в „клуб 80+“ стран, имеющих продолжительность жизни 80 с лишним лет. Это и повышение оплаты труда, повышение пенсий. Все эти задачи, которые поставлены были в майском указе, нашли свое отражение и финансовое обеспечение в проекте бюджет на предстоящую трехлетку», — рассказал депутатам Силуанов.
Правда, в Госдуме ему вряд ли кто-то поверил и даже Кудрин засомневался в том, что в 2021 году России удастся выйти на запланированный экономический рост в 3,1%. «Это целевой ориентир, который еще требуется завоевать и достичь», — сказал глава Счетной палаты.
Представители оппозиционных фракций заметили, что российская экономика должна расти как минимум на 10-20% в год. «А нам снова предлагают бюджет стагнации», — возмущался лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что это уже бюджет «даже не деградации и стагнации, а дальнейшей колонизации».
«Все крутится по схеме МВФ, которая была задана давно. Суть ее заключается в том, что вы копаете и добываете сырье, выплавляете металлы, затем все это везете за Запад и продаете. А Запад нам будет поставлять более сложную технику и продовольствие», — сказал Зюганов.
Однако, по его словам, сырье может скоро закончится. «Из-за износа оборудования и отсутствия крупного нефтегазового открытия с 2022 года начнут резко убывать доходы и по этой статье», — предположил лидер КПРФ.
Он также выразил недовольство тем, что в новом бюджете на 4% сократили расходы на оборону. В то время, как, по его словам, надо бы «поставить на конвейер» производство того современного оружия, о котором говорил в своем послании президент.
В итоге в поддержку бюджета выступили лишь две фракции — «Единая Россия» и ЛДПР. Причем единороссы подчеркнули, что голосуют за новую трехлетку «осознанно».