Несмотря на не утихающую за океаном критику, строительство «Северного потока – 2» в Германию успешно продолжается. Стройка уже добралась до экономической зоны Швеции, но впереди – проблемный датский участок. Дания единственная из участников морской части газопровода не дала разрешение на строительство. Что будет, если датчане так и не согласятся на прокладку труб через свои воды?

В воскресенье судно-трубоукладчик Solitaire достигло шведской экономической зоны и начало установку труб, сообщило местное радио SRВ. В порт шведского города Карлсхамна доставлены трубы, работа по их прокладке на пути маршрута будет вестись до лета 2019 года. Порт в связи со строительством нанял 110 человек, предполагается создание дополнительных 30 рабочих мест. Протяженность «шведского» участка газопровода составит 510 км.

Таким образом, уже через полгода Газпром подберется к экономической зоне Дании, чтобы продолжить прокладку труб на «датском» участке. Однако датчане до сих не дали разрешение на строительство газопровода. Все другие страны, через экономические воды которых проходит труба, уже давно выдали такие разрешения.

Зачем же Газпром так рискует: продолжает класть трубы, не дождавшись всех необходимых документов для стройки?

Для прокладки «Северного потока – 2» по дну Балтийского моря необходимо разрешение на строительство в экономических водах от Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Трое партнеров Газпрома, хотя и не без проблем, такие разрешения дали. Однако Дания нашла изощренный способ этого не делать.

«На самом деле тяжело было всем участникам проекта. Американцы еще в бытность вице-президентом Джо Байдена устроили настоящее турне по северным странам Европы. Там было колоссальное давление на всех участников проекта – и на немцев, и на финнов, и на шведов, и на датчан. Каждый откупился по-своему», – говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета Игорь Юшков.

Германия как самая сильная смогла отстоять свою независимость в этом вопросе. Шведы откупились политизацией проекта. Они опубликовали доклад, в котором расписали сценарий захвата русскими шведского острова Готланд. Якобы первым на остров высадится российский спецназ под видом ремонтников «Северного потока – 1». «Это был вклад шведов в угодное американцам дело – борьбу против «Северного потока – 2», – говорит эксперт. Это наделало много шума, но в итоге помогло шведам усидеть на двух стульях.

Правительство Швеции в итоге вынуждено было признать, что законных оснований для отказа «Северному потоку – 2» у них нет. Ведь там же лежат трубы «Северного потока – 1». Поэтому в начале лета они выдали разрешение на строительство трубы в своих водах. Правда, старательно подчеркивали, что сделали это скрепя сердце, так как относятся к проекту отрицательно.

В Дании же ситуация вышла из-под контроля. «На датчан американцы надавили, видимо, сильнее. Они заставили их принять закон, по которому заявка на строительство подобной инфраструктуры рассматривается не только с точки зрения экологии, но и с точки зрения национальной безопасности», – говорит Юшков. То есть решение по строительству участка «Северного потока – 2» в своих водах они отдали на откуп МИД Дании.

Однако датчане сами загнали себя в ловушку. Новый закон они приняли позже, чем Газпром подал заявку на разрешение. «В чем проблема датчан сейчас? Они не могут ни отказать, ни согласиться на строительство «Северного потока – 2». Если они согласятся, то американцы им по шапке надают, а отказать не могут, потому что новый закон нельзя применять к газпромовской заявке, которая была принята на несколько месяцев раньше. Вот такая коллизия», – говорит эксперт ФНЭБ. В итоге «маленькая» Дания затаилась, выбрав тактику – ничего не делать, пусть «взрослые» сами разбираются.

Наиболее вероятная развязка этой истории: когда судно-трубоукладчик дойдет до территориальных вод Дании, датчане так и не вынесут решение по газпромовской заявке. Однако Россию это не особенно расстроит. Проект «Северного потока – 2» это не остановит. Газпром со своими партнерами, особо не напрягаясь, продолжит строить трубу. Изменится только маршрут. Вместо маршрута в экономических водах Дании труба пойдет по второму маршруту – подальше от датских берегов. Тогда никаких разрешений от датчан не потребуется.

Первый вариант маршрута (по которому идет «Северный поток – 1») считался оптимальным, так как он более короткий и требует меньших затрат на строительство. Тогда как альтернативный маршрут может привести к удорожанию проекта из-за удлинения пути в обход Дании и к увеличению сроков строительства. Однако австрийская нефтегазовая компания OMV – один из пяти партнеров Газпрома в этом проекте – уверяет, что альтернативный маршрут «Северного потока – 2», не требующий дополнительных разрешений, не приведет к удорожанию проекта. «Общая стоимость останется прежней, как и говорилось при запуске проекта – она составляет 9,5 млрд евро», – заявил в августе исполнительный член совета директоров Манфред Ляйтнер.

 

Поэтому судьба стройки «Северного потока – 2» от Дании не зависит. Этот условно «датский» участок будет построен в любом случае. Вопрос лишь в выборе маршрута. Вот в ситуации с «Южным потоком» был риск, что Россия построит трубу по дну акватории Черного моря, придет на болгарский берег, а София под давлением США не даст добро на строительство трубы. В текущей ситуации труба все равно будет построена, вне зависимости от итогового решения Дании.

Ключевым моментом для «Северного потока – 2» было получить разрешение от Германии, так как немецкие воды не обойдешь – здесь труба выходит на берег. А с помощью финнов, шведов и датчан американцы пытались усложнить проект, затянуть сроки и увеличить затраты.

«Основная роль в войне американцев против «Северного потока – 2» отводилась все-таки Германии, которая реально могла заблокировать проект. И Брюсселю, который на уровне Евросоюза может вводить санкции и запретить участие в проекте»,

– говорит эксперт ФНЭБ.

Однако ЕС тоже не смог найти внятных причин для закрытия «Северного потока – 2». Попытки подвести морскую часть газопровода под третий энергопакет ЕС провалились. А это означало бы, что Газпром не может пользоваться половиной мощностей нового трубопровода, построенного на его и партнеров деньги. Но Европа не пошла на навязывание своих законов другим странам, так как «Северный поток – 2» выходит за границы ЕС.

Германия и другие европейские страны прекрасно понимают, чего добиваются американцы, поэтому дали от ворот поворот. «Американцы хотят сократить объемы поставок российского газа в Европу, вызвать его дефицит и поднять цены на голубое топливо на европейском рынке. Пока американский СПГ продается в основном в Азии, где газ стоит дорого. Но если захватить еще и европейский рынок, тогда США смогут еще больше производить и продавать СПГ и увеличат рабочие места у себя в стране», – напоминает Юшков.

В Европе, к счастью, многие понимают, что американцы хотят поживиться за их счет. Ведь это у европейских предприятий вырастет себестоимость производства и они станут менее конкурентными на мировом рынке. И это напрямую скажется на карманах европейских жителей.

Источник: Взгляд

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *