В этом постсоветском государстве количество мечетей превышает количество школ, а запрещенные в РФ радикальные исламистские организации свободно действуют на ее территории. Последние новости сегодня. Свежие новости.

Выходцы из Киргизии давно уже стали приметой современной российской жизни. И с каждым годом их становится больше, потому что уровень жизни в этой стране оставляет желать лучшего. А Россия в этой связи, особенно для тех, кто живет в нищих деревнях и городках, становится единственной возможностью заработать и реализоваться в жизни. К тому же участие в ЕАЭС существенно упрощает киргизам возможность въехать и работать в нашей стране.

Например, если таджикам и узбекам нужно оформить разрешение на работу, то гражданам Киргизии достаточно встать на миграционный учет – и все. В правах они, по сути, уравнены с гражданами России. И многие остаются тут на пять лет, чтобы начать процедуру получения российского гражданства. Поэтому, по официальным данным, если приток граждан Узбекистана и Таджикистана к нам с началом эпохи западных санкций снизился, то граждан Киргизии – остался прежним и, по некоторым данным, даже вырос.

мигрант

Ария киргизского гостя

Приехав в Россию, киргизы предпочитают держаться обособленно, ассимилироваться подчеркнуто не хотят, а киргизская молодежь нередко ведет себя вызывающе, словно желая самоутвердиться на новой территории: этнические шапочки и майки с цветами и символами национального флага выставляются как маркеры «свой-чужой». Недавно общественность всколыхнула новость, что в Тульской области, практически в 100 километрах от Москвы, бизнес-представители киргизской диаспоры намереваются построить киргизское этно-село, своего рода моноэтнический анклав в сердце России.


После чего появилась информация, что вызревание подобного анклава на их территории с запозданием обеспокоило местные власти, и они решили этот проект свернуть. Но тут за несчастных киргизов хором вступились либеральные издания, которые традиционно выступают за все цвета, кроме русского, и как решится в результате этот вопрос – пока непонятно.

Но если все вышеперечисленные факторы лишь добавляют нервозности в течение повседневной жизни в России, то тот момент, что в последнее время уроженцы Киргизии стали чаще появляться в криминальной хронике, рассказывающей либо о совершенных, либо о предотвращенных в нашей стране исламистских терактах, вызывает серьезное беспокойство. Достаточно вспомнить совершившего в прошлом году теракт в метро Санкт-Петербурга, унесший 15 жизней, Акбарджона Джалилова, получившего российское гражданство, кстати, в нашем консульстве, находящемся в его родном городе Ош. Ранее гражданином РФ стал и отец террориста. Или организаторов этих терактов – также уроженцев Киргизии Аброра и Акрама Азмовых, а также Мухамадюсупа Эрматова.

Впрочем, справедливости ради надо отметить, что все эту компанию, а также множество других их бывших и нынешних соотечественников, проходящих в России по делам различных террористических группировок, уместнее называть киргизстанцами, потому как далеко не все из них являются этническими киргизами, многие – узбеками, но живущими в Киргизии. Что сути дела не меняет: в этой стране уже который год национализм титульной нации, даже после кровавого узбекско-киргизского противостояния 1990 года в вышеупомянутом Оше и не менее кровавого уже форменного узбекского погрома 2010 года, произошедшего там же, уступил место исламизму.

Враждебные вихри с юга

В преддверии одного из основных мусульманских праздников Курбан-байрам, который на киргизский манер носит название Курмай айта, президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков встретился с местными общественниками, среди которых был известный киргизский и среднеазиатский религиовед, богослов, директор независимого аналитического центра «Религия, право и политика» Кадыр Маликов. А впоследствии киргизский лидер встретился с этим теологом дополнительно, с глазу на глаз. Правда, официальный президентский портал, да и сам Маликов отчитались об этой встрече общими фразами. Хотя на самом деле и президенту, и его гостю было, о чем поговорить.

Для России Кадыр Маликов может показаться даже радикальным, поскольку призывает не разделять жителей Киргизии на религиозных и светских, призывает смелее приглашать ислам к участию в государственном строительстве и активнее задействовать религию в сфере образования. То есть никакого «отделения церкви от государства». Но при этом уже который год активно борется с привносимыми в страну с юга различными исламистскими течениями, открыто выступая против них и их многочисленных носителей в публичном пространстве. За что в 2015 году на него была объявлена со стороны радикалов настоящая охота, которая закончилась нападением и нанесением нескольких ножевых ударов: бандиты целились в горло, но попали по шее, лицу и рукам. Маликову чудом удалось вырваться и позвать на помощь, после чего он месяц провел в больнице. Выйдя из которой, ничуть не сбавил оборотов в борьбе с экстремистами.

Маликов

Кадыр Маликов. Фото: www.globallookpress.com

Опыт богослова, придерживающегося традиционного для большинства евразийских тюрок и не только тюрок, но и, например, адыгов, ханафитского мазхаба – самой миролюбивой и добрососедской из четырех существующих в суннитском исламе правовых школ, официальному Бишкеку может быть как нельзя кстати. Поскольку государство, в свое время либерально пустившее на самотек религиозную политику, наконец созрело для внесения принципиальных изменений в закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях». Созрело поздно, но есть еще шанс успеть, пока созываемое под сенью минаретов государство в государстве не заменило собой, собственно, само киргизское государство.

На момент распада Советского Союза и последовавшего за ним парада суверенитетов в Киргизии было всего 39 действующих мечетей. Сегодня – 2647. Плюс работают 107 медресе – духовных мусульманских училищ. Для сравнения, школ в стране – 2262, а вузов, соответственно – 56. То есть светское образование заметно уступает духовному. При этом детских садов в Киргизии всего 1390, то есть, как сообщает официальная статистика, они охватывают всего 20% детишек. Зато наметилась тенденция у занятых на работе родителей оставлять своих малышей в мечетях: мол, местные служители дурному ребенка не научат. И это при том, что официально в стране действуют 2856 исламских организаций, многие из которых запрещены не только в России, но и в соседних среднеазиатских республиках. Мало того, недавнюю аттестацию Духовного управления мусульман Кыргызстана не прошли 800 действующих имамов, а также 66 директоров религиозных образовательных учреждений.

Но все эти люди продолжают работать. Во-первых, потому, что не продуман правовой механизм их отрешения от должности, а во-вторых, как говорится в известной русской поговорке, «кто платит, тот заказывает музыку».

А музыку в Киргизии давно начали заказывать щедрые посланцы из арабских стран, которые хлынули туда широким потоком после обретения экс-советской республикой независимости. И хлынули не просто ради интереса, а с конкретным умыслом, щедро заливая молодое государство деньгами. Да только деньги эти выделялись не на больницы, школы, детсады, не вкладывались в бизнес и производство, а шли прямиком на строительство мечетей и медресе. Так, только «Всемирной ассоциацией мусульманской молодежи», возглавляемой арабским шейхом Аль Саид Мохаммадом Баюми, в Киргизии построено более четырех сотен мечетей.

мечеть

Киргизия. Фото: www.globallookpress.com

Готовится к перестройке и главная столичная – в Бишкеке, вместимость которой будет составлять семь тысяч человек. Также жертвователи доплачивают мужьям, которые соглашаются, вопреки киргизским традициям, облачать своих женщин в паранджу или бурки. Вдобавок к этому среди мужчин в Киргизии появилась мода на «мусульманскую одежду» и внешность арабо-пакистанского образца, которая на юге страны, где находится вышеупомянутый Ош, местами уже начинает преобладать.

Но дело даже не только во внешних проявлениях. Религиозные меценаты начинают насаждать в Киргизии собственные ценности, в частности нетерпимый арабский ханбалитский мазхаб, а также свойственный для саудитов ваххабизм. Активно практикуют заезжие вероучители и отправку своих духовных чад за рубеж, набираться экзотическим премудростям, имеющим вполне себе определенный душок. По официальным данным, большинство получающих духовное образование молодых граждан Киргизии обучается исламу не в родном исламском университете Бишкека, не в других традиционных вузах – в соседнем Узбекистане или в России (в Татарстане), а все больше в Саудовской Аравии, Египте, Турции, Пакистане.

И результаты не заставляют себя ждать. По данным киргизских правоохранителей, свыше шести сотен жителей страны воюют в рядах запрещенной в России террористической организации ИГИЛ. При этом в самой Киргизии время от времени наблюдаются всплески экстремисткой активности. О нападении на богослова Кадыра Маликова мы уже говорили, а в 2010 году в Бишкеке прогремел взрыв, были ранены четыре человека. А через год боевиками-исламистами были убиты трое милиционеров. Ответственность за содеянное взяла на себя группировка «Жайшуль Махди». Но это только видимые всплески исламизации общества, основной процесс идет исподволь.

Так, в Киргизии вовсю развернули свою деятельность так называемые «даваатчики» (даваат по-арабски – «призыв»). На киргизской земле активно проповедями занимаются адепты запрещенной в России организации «Таблиги джамаат». В стране начала заметно падать популярность светского образования. Родители начинают забирать детей из школ, предпочитая отдавать их в медресе. Где мальчики постигают основы ислама, а девочки – отчасти тоже, а также науку «быть покорными женами».

игил

Пора навести порядок

К слову, в последние годы в Киргизии особым почетом стали пользоваться 14-15-летние неграмотные девочки с Юга – как самые покорные из покорных. Это стало возможным благодаря тому, что если ЗАГСы такие откровенно педофильские браки регистрировать отказываются, то религиозные браки – никах – вполне себе заключаются. И явление это приняло настолько массовый характер, что киргизский парламент был вынужден ввести запрет на заключение религиозного брака без государственной регистрации с уголовной ответственностью за нарушение этой нормы. Причем, что симптоматично, поначалу эта поправка была отклонена народными избранниками.

Мусульманство, в том числе и его радикальные формы, настолько популярно теперь в киргизском обществе, что, по заключению многих экспертов, на выступления видного духовного лидера с довольно, надо отметить, непримиримыми взглядами – экс-муфтия Киргизии Чубак ажы Жалилова – собирается в разы больше людей, чем на государственные мероприятия и даже протестные акции. А когда недавно Жалилов предложил увеличить обеденный перерыв на час ради пятничного намаза, но ему было отказано, он обрушил свой гнев на нерадивых, по его мнению, законотворцев, которые подверглись массовому остракизму со стороны его многочисленных сторонников.

Жалилов

Чубак ажы Жалилов. Фото: www.globallookpress.com

Поэтому, конечно, необходимость в новой редакции закона «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» в Киргизии, призванного структурировать взаимоотношения государства и ислама и несколько ужесточающего религиозную политику, не просто назрела, а даже перезрела. И наблюдавшееся все минувшие годы довольно фривольное отношение официального Бишкека к столь серьезному вопросу тем более удивительно, поскольку еще в 1999 году страна подверглась массированному нападению сотен вооруженных исламистов, проникших в Баткенскую область, выкурить которых удалось только путем интенсивных боев с применением авиации усилиями трех армий – киргизской, узбекской и российской.

В свою очередь, Россия также заинтересована, чтобы Киргизия навела порядок со своими исламистами, поскольку последние потихоньку проникают к нам. И никаких существенных препятствий для этого нет. Это же только русских беженцев с Украины родная миграционная служба может гонять через все круги бюрократического ада. Для киргизстанцев же все двери открыты, даже если входящий в них в скором времени запросто может обмотаться поясом шахида.

 

Источник

Новостной портал Новости 24. Последние новости сегодня в России и в мире

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *