Сервис видеоконференций Zoom, к которому все привыкли во время самоизоляции, может ограничить свою работу в РФ. Владеющая им компания из-за опасения санкций планирует закрыть доступ к продукту российским госструктурам, в том числе школам и вузам. Эксперты полагают, что России пора избавляться от цифровой зависимости от Запада, ведь вслед за Zoom аналогичные решения могут принять и другие IT-гиганты.
Владельцы сервиса для онлайн-конференций Zoom, не только популярного, но и ставшего предельно востребованным по всему миру во время самоизоляции,
Как сообщило в среду издание «
Отметим, что во вторник в столичной Высшей школе экономики (ВШЭ) сообщили, что университет не сможет пользоваться корпоративной лицензией в Zoom. Причина: ограничения в отношении российских юридических лиц с государственным участием, которые введены в одностороннем порядке компанией Zoom Video Communications, передал
По оценке, которую дала российская компания TrueConf (разработчик аналогичных сервисов), Zoom остается самым популярным сервисом корпоративной видеосвязи и контролирует четверть рынка. На втором месте продукты самой TrueConf (23%), на третьем c 14% находится сервис Skype – разработка Microsoft.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков
Замглавы профильного министерства – Минцифры России – Максим Паршин
В свою очередь глава Минпросвещения Сергей Кравцов
Об этой совместной разработке «Ростелекома» и Mail.Ru Group, которая должна стать российским ответом Zoom,
«Сферум» планировалось запустить в течение первого квартала 2021 года, но судя по сообщению некоторых
«Наше счастье, что мы выходим в жизнь офлайн», –
В попытке Zoom вопреки собственным интересам ограничить доступ российских госструктур к своему продукту, видна политическая подоплека, полагает глава Фонда развития цифровой экономики, экс-советник президента России по развитию интернета Герман Клименко. «Это сложно объяснить с точки зрения экономики, это проявление политических предпочтений в бизнесе, – сказал Клименко газете ВЗГЛЯД. – В свое время был тезис – капиталисты будут торговать чем угодно, вплоть до поставок товаров в разные воюющие страны. Но сейчас мы видим, как политику компаний диктуют политические пристрастия. Может быть,
мотив владельца Zoom Эрика Юаня таков: несмотря на то, что он этнический китаец, он пытается доказать, что плечом к плечу готов участвовать в торговой войне с Россией.
Впрочем, трактовки этого поступка – задача для политологов. Самое важно, что идет тренд на политизацию бизнеса».
Со своей стороны, депутат Госдумы, член профильного комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин видит в демарше Zoom экономические мотивы. «Zoom запретил российским госкомпаниям пользоваться своим сервисом, потому что у нас якобы «токсичный» рынок… При этом уточняют, что Россия давала всего 1% выручки Zoom», – отметил Горелкин в своем
Заметим, что западный IT-гигант еще может сдать назад. В головном офисе Zoom Video Communications сообщили «Коммерсанту», что пока «уточняют информацию», а в российской фирме-дистрибьюторе «РайтКонф» допустили, что Zoom еще может выпустить некий специальный программный продукт для российских госструктур.
«В головном офисе компании сообщили, что о приостановке работы сервиса заявила якобы партнерская контора Zoom, которая занимается реализацией своих продуктов в России, – констатировал Малькевич. – Таким образом, сама компания старается смягчить последствия этого заявления и пытается свалить вину на своих партнеров или представителей». Но если допустить, что демарш Zoom действительно продиктован политическим давлением, то не следует питать особых надежд на то, что все обойдется, полагают эксперты.
По мнению Клименко, переход российских пользователей, в том числе школ, на западные аналоги Zoom, например на сервис Microsoft Teams, вряд ли будет продуктивным. «Microsoft рано или поздно может поступить так же, как и Zoom», – полагает эксперт. Он считает, что «у государства здесь единственный путь, жесткий» – протекционистские действия, поддержка собственных разработчиков. «У Китая на это сил хватает», – заметил Клименко.
«Есть известный ответ – прекрасно работающий «ВКонтакте», – полагает собеседник. – Очевидно, что никто не сделает эффективно работающих конференций, кроме Mail.Ru и «Яндекс». Только те компании, которые профессионально занимаются обслуживанием массового сектора».
«В любом случае нам крайне необходимо развивать несколько альтернативных сервисов, чтобы разорвать пуповину нашей цифровой зависимости от Запада, – убежден Малькевич. – Но подобные ситуации идут нам на пользу. Если мы не можем сами отказаться от вредной конфеты, то за нас это сделал кондитер».
Источник: