В парламенте готов законопроект, призванный покончить с таким распространенным видом преступлений, как кража мобильных устройств. Любой вор будет знать, что законный хозяин сможет легко заблокировать гаджет, ноутбук или даже систему «умный дом», превратив украденное в бесполезный кусок железа. Потеряют ли тогда кражи мобильников всякий смысл в России?

В Совете Федерации подготовлен законопроект, который вводит в России обязательную регистрацию работающих в Сети мобильных устройств. Регистрировать каждое устройство будут по так называемому международному идентификатору мобильного оборудования (International Mobile Equipment Identity, IMEI).

Авторы проекта – группа парламентариев, в числе которых замглавы комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Людмила Бокова – считают, что закон поможет борьбе с кражами мобильных телефонов и «серым» импортом.

Как известно, IMEI – это уникальный номер, служащий для идентификации устройства в Сети. Он содержится в программном обеспечении устройства, а также наносится на сам аппарат и на его упаковку. Это его своеобразный «паспорт», по которому можно определить «судьбу» каждого устройства на планете.

Сменить его (или «перебить номер») можно самостоятельно, но только со специальной программой, которую, например, на Митинском радиорынке в Москве можно купить не менее чем за тысячу рублей. Следуя инструкции, которую легко найти в Сети, любой пользователь сможет с этой программой «перебить» номер своей трубки. Разумеется, этой возможностью пользуются и воры-карманники. Сейчас смена IMEI не наказуема. Однако после принятия законопроекта просто так поменять этот номер будет запрещено. Конечно, мастера-нелегалы будут и впредь «перебивать» номера ноутбуков или трубок, но плата за их услуги на черном рынке, соответственно, тоже поднимется, так что воровать будет смысл только дорогие модели.

Согласно документу, производители и импортеры мобильных устройств должны регистрировать их по одному IMEI, в обязательном порядке в специальной базе, которая будет храниться в Научно-исследовательском институте связи и управления (ЦНИИС) – это подразделение Россвязи. Такую же регистрацию, но на сайте госуслуг, должны будут проходить и физические лица, – но те, кто приобрел свои мобильные аппараты за пределами России.

Такого рода регистрация, по мысли разработчиков законопроекта, не должна быть бесплатной. Они предполагают, что физические лица должны платить не больше 100 рублей за эту услугу, а для юридических плату должно устанавливать правительство. Должна появиться база устройств, не разрешенных к работе, – своеобразный черный список. Их-то будут блокировать по IMEI.

Причем, под закон попадают не только мобильные телефоны, но и все гаджеты – ноутбуки, планшеты и так далее. Особенно важной будет регистрация для владельцев систем, вроде «умного дома» – это станет дополнительной мерой защиты от хакеров, которые теоретически могут взламывать такие устройства, перехватывая управление чужими квартирами на себя.

В правительстве, в целом, идею закона поддержали, однако призвали сделать ее бесплатной. «Мы не поддерживаем идею платности, мы поддерживаем идею регистрации», – цитирует ТАСС вице-премьера Максима Акимова.

Отношение пользователей и экспертного сообщества к инициативе сенаторов, напротив, оказалось неоднозначным. Так, известный блогер Кристина Потупчик считает, что законопроект написан в интересах отечественных компаний, занимающихся онлайн-торговлей и подлинная его цель – бороться с иностранными конкурентами, у которых по интернету жители России могут заказывать разные гаджеты. Она обращает внимание на то, что законопроект опирается на идеи Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). В нее входят крупнейшие отечественные компании, торгующие онлайн.

«То есть Ассоциация компания интернет-торговли прямым текстом говорит: все, кто покупает телефоны не у нас, заплатите нам мзду. Эдакая «крыша» новой законодательной реальности», – пишет Потупчик.

Что ж, претензия веская. Правда, она потеряет смысл, если законопроект будет исправлен с учетом пожеланий правительства. То есть если регистрация гаджетов станет бесплатной.

Ведущий аналитик компании Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает: если будет введена плата, то по потребителю будет нанесен удар, так как, например, стоимость регистрации бизнесмены будут попросту закладывать в цену устройств.

«Законопроект никак не решает проблему кражи мобильных телефонов, – утверждает Муртазин. – На сегодня правоохранительные органы знают номера украденных аппаратов. Другое дело, что их не ищут, это сложно. Ищут только в случае тяжких преступлений».

Действительно, еще с середины нулевых МВД ведет базу украденных телефонов, однако понятно, что никто из сыщиков не станет заморачиваться охотой за мелкими карманниками, укравшими в метро из кармана пассажира дешевую трубку.

Нужно иметь так же в виду, отмечает Муртазин, что в большинстве современных моделей мобильных устройств (например, смартфонов) уже есть функция, которая позволяет блокировать его путем обращения к сотовому оператору или в сервисный центр производителя. После такой блокировки вор сможет продать телефон разве что на запчасти.

Но на многих трубках старых марок услуги блокировки нет. Да и чтобы потом, после кражи заблокировать дистанционно, например, похищенный «андроид», нужно заранее включить на нем режим удаленного управления на самом устройстве. Абсолютное большинство пользователей, разумеется, этого не делает.

Но Муртазин считает, что сама тема теряет актуальность. Как он выразился:

«Кражи телефонов пошли на спад, потому что их стоимость низкая, а за это преступление наказание достаточно суровое».

Между тем, далеко не все эксперты согласны с этой точкой зрения. Представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов в беседе отметил, что законопроект, предлагаемый сенаторами, все-таки поможет именно против краж, поскольку лишает их смысла.

«Сегодня краденный аппарат злоумышленниками может быть перепродан или самостоятельно использоваться, – сказал Гуськов. – А вот если законопроект будет принят, пользователь, у которого украли устройство, может обратиться к оператору и заблокировать украденное по IMEI, даже если там поменяли сим-карту».

Законопроект также поможет борьбе с «серым» импортом. Впрочем, по мнению Гуськова, это вовсе не главное, для чего принимался этот документ: «На мой взгляд, «серый» импорт – не такая большая проблема на рынке электроники. Все-таки большинство поставок ведется непосредственно самими производителями либо их уполномоченными представителями. Какое-то количество контрабанды присутствует, но это небольшой процент».

Как бы то ни было, по словам Боковой, законопроект скоро внесут в Госдуму. Она надеется, что он вступит в действие со следующего года. Впрочем, есть вероятность, что уже через четыре года этот закон потеряет актуальность. Дело в том, что, по распоряжению председателя правительства Дмитрия Медведева, в сентябре в Госдуму будет внесен законопроект о маркировке товаров идентификационными знаками.

По нему каждая единица товара, в том числе, мобильные аппараты, будет подлежать обязательной маркировке. Таким образом их судьбу станет возможно отслеживать и без IMEI. По планам правительства, единая система маркировки заработает с 2024 года.

Источник: Взгляд

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *