В начале предпраздничной недели Чехия преподнесла России сразу два сомнительных подарка. Сначала староста пражского района Ржепорыйе Павел Новотный установил у себя на территории памятник власовцам, якобы “освобождавшим Прагу от гитлеровцев”. Затем чешский МИД обратился к российскому с предложением обсудить “актуальные проблемы двусторонних отношений”, назвав одной из таких проблем недавний демонтаж памятника маршалу Ивану Коневу. Однако больше, чем позиция чешских официальных лиц, нас должна волновать позиция российской “пятой колонны” – граждан России, решительно ставших на сторону ревизионистов и готовых пересматривать итоги Второй мировой.

 

Они так боялись его, даже мёртвого

Чехи – очень осторожные люди. Поэтому решения о том, чтобы в очередной раз оскорбить Россию, они принимают не на уровне правительства или парламента страны, а на уровне местного самоуправления. Кто такой староста одного из районов Праги? Да так, персонаж чуть повыше статусом, чем обычный общественный активист. Не государственный уровень. Однако с этого не государственного уровня, оказывается, можно пересматривать историю своей страны и историю всей Европы. Староста района может демонтировать памятник маршалу Коневу, освободителю Праги, потому что памятник находится на муниципальной земле. А потом направить жалобу председателю Еврокомиссии на “неадекватную реакцию России”, на то, что ему якобы угрожают и в российских СМИ называют гауляйтером.


Современные чехи очень не любят маршала Конева. И очень боятся о нем помнить. Потому что Конев – это тот самый русский маршал, который провёл, уже после взятия Берлина, операцию по спасению Праги. Того же Конева современные чехи обвиняют в том, что он, руководя советской делегацией в Праге, “лично патронировал разведывательную деятельность перед вторжением в Чехословакию войск Варшавского договора”. И, стало быть, нанёс свободолюбивым пражанам главную травму их послевоенной истории. Такую травму, что они кушать кнедлики могли лишь с большим трудом, пока не снесли памятник ненавистному русскому маршалу.

Конев

Маршала Ивана Степановича Конева чехи не любят.

 

Я, кстати, чехов в какой-то степени понимаю. Их история в XX веке – сплошной позор и предательство. Сначала кричали “На Белград!” вместе со всеми в Австро-Венгрии.

Потом предали австрийцев, русским сдавались так массово, что из них сформировали целый корпус. Потом этот корпус предал Россию – и красных, и белых, оставил по себе жуткую память и утёк. Потом независимая Чехословакия оказалась под угрозой со стороны гитлеровской Германии. Располагая одной из самых – формально – сильных армий в Европе, сдалась после Мюнхенского сговора, без выстрела и без худого слова превратилась в “протекторат Богемии и Моравии”. И послушно делала для немцев лучшее в Европе оружие, включая и танки, которые наши жгли под Москвой, до того самого дня, когда русские взяли Берлин. Только после этого подняли восстание против уже проигравших войну немцев и тут не смогли обойтись без помощи русских.

Кстати сказать, чехи в Европе одни такие. Все их соседи по Восточной Европе вели себя достойнее. Венгры, выбрав неправую сторону, сражались с нами насмерть. Югославия, оккупированная нацистами, собралась с силами и выставила миллионную партизанскую армию. Поляки (несмотря на отношение к русским) сражались достойно. Ну а разумные чехи кланялись тем господам, которых им Бог послал. Немцам так немцам, пришли русские – кланялись русским. Дошло дело до “пражской весны”, сложили оружие в 1968-м тем же манером, что за тридцать лет до того. А ушли русские – вот тут-то и принялись плевать им в спину, не столько даже для самоудовлетворения, а опять-таки для хозяев стараясь – просто хозяева теперь те же немцы и ещё, говорят, американцы.

Конечно, с такой исторической памятью жить как-то некомфортно. Конечно, хочется куда-то убрать свидетельства своего позора. Памятники русскому полководцу и русскому оружию. И хорошо бы поставить на их место какие-то другие памятники. Чтобы казалось, что страшным русским удавалось успешно противостоять, да и русские бывали разные.

Малое зло и великое зло

“Разные” русские – это те солдаты власовского КОНР (“Комитета освобождения народов России”), которые вступили в бой с пражским немецким гарнизоном, имея в виду выслужиться перед союзниками и не попасть в русский плен. Люди там были разные, в том числе и офицеры из первой эмиграции, не только бывшие красноармейцы, согласившиеся служить врагу. Знали бы чехи их историю лучше, не так бы радовались: один полковник в те дни сказал офицеру советской разведки, что его полк в Праге пойдет в бой “За Россию (sic!), но не за Сталина”. Но настоящая история частей КОНР современным чехам неинтересна, им просто нужно убедительно соврать про то, что Прагу освободили бы и без помощи маршала Конева. Что справились бы сами, они сказать не решаются даже сейчас – невозможно в такое поверить – так что соглашаются на власовцев. Как бы русских, но хоть не советских.

Памятник власовцам изготовил скульптор Давид Черны, знаменитый тем, что выкрасил однажды Т-34 на постаменте в центре Праги в розовый цвет. Натурально, в знак протеста против событий 1968 года. Теперь образ Т-34 деятель современного искусства использовал для памятника солдатам КОНР. На тоненьком стальном столбе поставил маленький, игрушечный Т-34, а сверху накрыл его немецкой каской. Очень ироничный памятник получился. Во-первых, конечно, потому что он такой маленький, что его как бы и нет. Что? Памятник власовцам? Помилуйте, ничтожный по размерам, совершенно незаметный уже с трёх шагов арт-объект. На крайний случай демонтировать его – пара пустяков. Да и потом, какой была реальная роль тех власовцев в битве за Прагу? Вот такой и памятник. Во-вторых, потому, что толковать накрытый немецкой каской советский танк можно по-разному. Можно прямо: у власовцев стояли на вооружении трофейные советские танки, вот это и показано. Можно аллегорически, дескать, из-под нацистского гнёта вырвался русский танк. Можно (чехи, видимо, так и делают) считать, что немецкая каска важнее русского танка, кто против русских, тот и прав.

Но это всё их, чешские дела, мелкая пакость мелких людей.

Однако мелкая пакость, как часто бывало в истории, служит лишь прикрытием и поводом для великой. Памятник власовцам, которых мы помним как предателей, радует не только чехов, но и, в первую очередь, некоторых русских.

Тех русских, которые сегодня составляют идеологическую основу новой эмиграции. Тех, кто делает вид, что борется “с российским тоталитаризмом”, “кровавым режимом”, за свободу и демократию, а на самом деле последовательно сражается с самой Россией. В частности, пытаясь убедить русских в том, что у них то ли нет славной истории, то ли она не имеет значения. Прага сегодня – один из центров притяжения для этих работников “фондов”, “голосов” и “институтов развития демократии”. Чешская “политика памяти” – удобнейший повод для антирусских выступлений современных власовцев.

Я приведу только два примера – просто потому, что они последними попались мне на глаза. Вот “топ-блогер” Рустем Адагамов, знаменитый тем, что был в России объявлен в розыск по обвинению в педофилии. Этот прекрасный человек ко Дню Победы выставляет у себя в интернет-дневнике серию фото военных лет. Подпись под первой из них: “Они вышли из ада” – и пояснение: вот настоящая правда войны. “Правда войны” – картинно позирующий на фоне своего танка экипаж немецкого PzKpfw IV после боя на Курской дуге. Сразу понятно, кто топ-блогеру свои, кто чужие, про кого надо истинную правду говорить.

Но Адагамов – простодушный, наивный, прямой враг. А вот Александр Морозов, “научный сотрудник института Немцова”, безо всякого криминального прошлого, тот человек посложнее. Он в эти дни опубликовал блестящий (я не шучу, прекрасно написанный прекрасным русским языком) текст, в котором про новый памятник в Праге написал так:

Черны нахлобучивает эту “шапку” на глаза “танку” – и говорит: “Заберите это всё в ХХ век, нам это всё не надо!” Вся эта ваша “милитаристская память”, вся эта “сакрализация коллективной идентичности” – это просто “детская игрушка”.

Вот как этот замечательный художник воспользовался конкретным историческим сюжетом: власовцы на советских трофейных танках воевали в немецких касках-штальхельмах.

Он берёт этот эпизод и строит высказывание, в котором читается и чешский контекст:

Русские, немцы – вот вам ваш имперский героизм, заберите его из нашей чешской жизни навсегда – и с этими касками, и с этими танками, – которые сегодня спасают, завтра порабощают, – пусть всё это будет в игрушечных домиках в XXI веке.

Эта длинная цитата важна, потому что в ней – суть того, что современные власовцы пытаются нам навязать. Они доказывают, что не было Великой отечественной войны.

Нечем гордиться. Была “бойня”. Помнить о ней не надо (разве что стоит восклицать время от времени “нiколи знову” – ах, простите, это уже не по-чешски, это по-украински, там теперь такое в моде). Гордиться “коллективной идентичностью” в современном мире – смешно и нелепо. И не нужно. Нужно быть как разумные чехи. Никакого “имперского героизма”, только пиво и печено вепрево колено. Никакой исторической памяти – только отказ от “имперской гордости”. То есть, по-русски сказать, отказ от России. От самой сути того, что делает русских русскими.

Во времена, когда немцы и венгры насмерть, до конца, бились с русскими и поляками – увы, и за чехов тоже – у нас то, что делают Морозов и его друзья, называлось “идеологической диверсией” и изменой Родине. И полагался за это преступление расстрел. Я думаю, это было совершенно правильно. Я думаю, так и должно быть. Снова.

 

Новостной портал Новости 24. Последние новости сегодня в России и в мире


Источник: tsargrad

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *