Поднят военно-морской Андреевский флаг над новым отечественным фрегатом проекта 22350 “Адмирал Касатонов”. Насколько соответствует этот корабль ожиданиям моряков, а главное – требованиям времени?

Адмирал Касатонов возвращается в море.

Правда, имя это будет красоваться на борту новейшего фрегата ВМФ России, Андреевский флаг на котором поднят сегодня.

Так что слово “возвращается” формально употреблено ошибочно. Новый корабль, то есть в море он ещё только выйдет. Имеется в виду – не на испытания, а в качестве полноценной боевой единицы флота. Однако имя его принадлежит морской истории, истории флота российского. Владимир Касатонов – один из легендарных флотоводцев советского времени, который руководил подплавом на Балтике во время Великой Отечественной войны, был заместителем командующего Тихоокеанским флотом, командовал Балтийским, Черноморским и Северным флотами. И стал в конечном итоге первым заместителем главнокомандующего Военно-морским флотом СССР.

 

Что это за корабль

“Адмирал флота Касатонов” – второй (и первый серийный) корабль проекта 22350.

Лучше всего представить себе его можно по образу головного фрегата проекта – “Адмирал Горшков”. Тот прошёл кругосветку практически без сучка без задоринки, показав, как говорится, флаг здесь и по всему миру. И вызвав при этом большую обеспокоенность западных флотов, ибо какой это ни будь средний по военно-морским меркам корабль – всего 5 тысяч тонн водоизмещения, – но показать оказался способен не один флаг, но и то, что американцы называют “проекцией силы”. Ибо, что называется, мал да удал, и в небольшой объём в нём втиснуто довольно много весьма серьёзного вооружения. Недаром буквально на днях автор известного экспертного издания The National Interest вполне уважительно сравнил его с основным американским эсминцем класса “Арли Бёрк” именно по “тяжеловооружённости”. Хоть тот в два раза больше по водоизмещению.

Фрегаты проекта 22350 способны пройти 4500 миль и развивать скорость до 29 узлов. Главная энергетическая установка имеет мощность 65 тыс. л. с. с дизель-генераторами общей мощностью 4 тыс. кВт.

Но главное в военном корабле, конечно, вооружение. “Адмирал Касатонов” оснащён не новой, но от этого не менее совершенной 130-мм артиллерийской установкой А-192.

Главной ударной силой является универсальный корабельный стрельбовой комплекс (УКСК), который из своих 16 ячеек может выпустить по противнику целый набор превосходящих всех мировых конкурентов ракет: крылатые 3М14 “Калибр-НК”, противокорабельные 3М55 “Оникс” и 3М22 “Циркон”, противолодочные ракето-торпеды 91РТ2 тоже семейства “Калибр”. Причём слово “набор” тут может иметь и прямое толкование: эти ракеты можно сочетать в любых пропорциях.

Калибр

Универсальный корабельный стрельбовой комплекс (УКСК).

 

С воздуха и от ПКР противника корабль прикрывает с большой кровью и мучениями, но всё же доведённый до необходимых параметров зенитный ракетный комплекс “Полимент-Редут”, морская инкарнация ЗРК С-350 “Витязь”. На ближнем радиусе работает зенитный ракетно-артиллерийский комплекс (ЗРАК) “Палаш”.

Против подводных лодок противника на фрегате имеется 12 торпед противолодочного торпедного комплекса “Пакет-НК”, о котором Царьград ранее подробно рассказывал.

Ориентироваться и находить противника позволяет РЛС общего обнаружения “Фуркэ-3”. Радиоэлектронное вооружение представлено РЛК “Монумент-М”.

Корабль строился с применением технологий “стелс”, в частности, надстройка сделана из композитных материалов.

 

Хороший корабль, но…

…уж больно долго строился.

Заложен был “Касатонов” ещё аж 26 ноября 2009 года. О том, насколько рьяно графики строительства уползали вправо, можно судить по тому, что первоначально планировалось, что корабль будет спущен на воду в 2011 году, а фактически был спущен в 2014-м. Вступить в строй он должен был в 2015 году, а на деле, как видим, лишь пятью годами позже.

Почему так? Что мешало – и, главное, не ему одному?

Знакомые с делами на флоте и в судостроительстве утверждают, что очень многие из этих сдвижек-подвижек графика диктовались затянувшейся разработкой – точнее, доведением до ума – многострадального морского зенитного ракетного комплекса “Полимент-Редут”. Собственно, и на суше ЗРК С-350 “Витязь” шёл весьма тернистым путём, но его “оморяченная” версия отличалась от него тем, что задерживала вхождение в строй вообще всего того комплекса, что называется военным кораблём.

Собственно, “Касатонов”, можно сказать, пошёл уже по сокращённому пути: головной корабль “Адмирал Горшков” строился вообще 12 с половиной лет.

Но и не выпустишь в море корабль с неработоспособным ЗРК…

Кроме того, нынешний именинник досыта хлебнул проблем с главной энергетической установкой – ахиллесовой пятой всего проекта 22350. Первоначально рассчитывали на двигатели из Украины в рамках советской ещё системы разделения труда. Но тут как раз произошёл государственный переворот в Киеве, и отношения между двумя странами по известным причинам покатились в пропасть. Так что производство ГЭУ пришлось срочно “импортозамещать” и налаживать дело на рыбинском НПО “Сатурн”. Что, естественно, потребовало времени: ведь энергетическая установка (стоимостью в районе 2 млрд рублей) сама два года строится…

корабль

12 декабря 2014 года. Второй многоцелевой фрегат дальней морской зоны “Адмирал Касатонов” на судостроительном заводе “Северная верфь”.

К сожалению, на “Касатонове” отставание нашей кораблестроительной программы не заканчивается. Кое-кто говорит даже, что по строительству надводного флота госпрограмма вооружения 2011 – 2020 годов сорвана полностью. Тех же фрегатов планировалось построить 14 единиц, на деле же флот получил всего 5 кораблей двух проектов – 11356 и 22350. А необходимо, по мнению моряков, не менее 18 кораблей только второго проекта. Ведь флот – это оружие, и как сухопутное подразделение не боеспособно с десятком солдат в строю вместо сотни, так и корабельный состав должен воевать в комплексе. Недавняя кругосветка “Адмирала Горшкова” – событие замечательное, но очевидно, что в боевых условиях его как одиночку потопили бы быстро и решительно.


Наконец, специалисты в военно-морской сфере изначально считали хорошие и красивые корабли проекта 22350 не слишком-то функциональными. Американцы не зря сравнивают “Адмиралов” со своим эсминцем класса “Арли Бёрк” – вооружением наши фактически ему не уступают. Да, но там – эсминец, и проектировщики 22350, получается, впихнули вооружение эсминца в шкуру фрегата; недаром у американца и водоизмещение в два раза больше…

Правда, и по стоимости разница в нашу пользу очень существенная: судя по данным из открытой прессы, “Арли Бёрк” стоит в среднем 1,7 млрд долларов за единицу, а фрегат проекта 22350 – 18 млрд рублей.

 

Поздравления и – вопросы…

Итак, поздравив моряков с новым кораблём и пожелав ему традиционные семь футов под килем, зададим всё же не очень праздничные, но животрепещущие вопросы.

Действительно ли это приобретение для флота – этот то ли недоэсминец, то ли перекорвет? Или это так, необходимая штопка рвущейся из-за морального и материального устаревания корабельной наличности, покамест руководство флота и Министерства обороны выработают окончательную программу того, что вообще нашему флоту нужно было бы в реальности?

На эти вопросы Царьград попросил ответить одного из интересных экспертов в морской области, который не раз доказывал компетентность своих суждений и прогнозов. Вот только на своей анонимности этот специалист настаивает по-прежнему. Что ж, зато так он, по собственным словам, свободнее в своих оценках.

Эксперт: Не могу сказать, что это недоэсминец. Это интересный, мощный корабль, корабль дальней морской зоны, где у нас наибольший дефицит работоспособного флота. В общем, это развитие очень удачного проекта 11356Р “Буревестник” – российских многоцелевых фрегатов с управляемым ракетным вооружением, рабочих лошадок нашего флота.

Это мощный универсальный корабль. Он может работать по подводным и надводным целям, но также и по суше – у него достаточно серьёзные возможности обеспечивать высадку морских десантов. У него есть все модные причиндалы – архитектура малозаметности, мощное радиоэлектронное вооружение и так далее. Достаточно приличная скорость – 29 узлов, по паспорту. И универсальное мощное вооружение, ударное и ПВО.

И он может работать и в составе соединения, в составе определённой ударной корабельной группы, но также может работать и индивидуально, поскольку у него очень хорошие средства защиты.

корабль

“Адмирал флота Касатонов” – второй (и первый серийный) корабль проекта 22350.

 

Что же до долгостроя, то он действительно во многом связан с комплексом ПВО “Полимент-Редут”, прежде всего, с его радиолокационной частью. Эта проблема уходит корнями и в проблему отсутствия производства собственных отечественных элементов. Но сегодня она в основном решена, насколько я знаю. Во всяком случае, думаю, допилят её в течение 2-3 лет до спуска крайнего, корабля в серии “Адмиралов”.

А так корабль очень интересный. Это наиболее мощный из надводных кораблей, который будет в распоряжении командования флота и, естественно, военно-политического руководства России. Это серьёзный аргумент.

 

Вопросы и – недостатки

– Но почему тогда так много народа пожимают плечами и выражают недовольство? Что там за недостатки у нашего нового фрегата, которые вызывают такую реакцию?

– Главный недостаток – это длительные мучения с его строительством. Но откуда брать готовое решение, если на тот момент, когда он проектировался, более половины предлагавшихся к установке на нём средств вооружения, в том числе радиолокационного и ракетного, ещё не присутствовали в серийном выпуске? А треть из них вообще была только на стадии проектирования. И уже после утверждения проекта в него были внесены десяток крупных изменений и до сотни мелких. Что, в общем, противопоказано ритмичности выпуска. Конечно, это нарушение всех военно-морских канонов проектирования,

Во-вторых, на тот момент, когда корабль был заложен, верфь, где он строился, находилась в руках группы частных инвесторов. Поскольку, как мы знаем, за красивыми лозунгами и пиаром у частного собственника всё равно на первом месте прибыль, то это не всегда и не слишком сочетается с государственными и оборонными интересами. И после того как в 2011 году Северная верфь вернулась в государственные руки, многое изменилось – и менеджмент, и логистика, и партнёры некоторые. Да и часть денег потом пришлось искать, не всё было хорошо по деньгам: предприятие было всё в долгах. Но сегодня это позади, и ныне это одно из наиболее успешных предприятий в составе ОСК. Король надводного кораблестроения.

 

Что может смахнуть ферзя с доски

– И “Касатонов”, и “Горшков”, если на них постоят “Цирконы”, уже сегодня будут в состоянии справиться с авианосцем?

– Когда появятся “Цирконы”, когда они будут оморячены, когда они будут допилены, доведены, – то безусловно. Если судить по тем характеристикам, которые озвучивались, то эти ракеты американцы сбить не могут. И не предвидится в ближайшее время у них такой возможности. Нет по оружию, которое превосходит скорость в 8-10 Махов, средств, которые могли бы предотвратить его попадание в такую крупную цель.

Таким образом, появление у России первым в мире гиперзвукового оружия, которое уже предположительно находится на стадии, готовой к внедрению, в том числе к работе по надводным целям, вообще снимает с доски авианосцы как прежнюю фигуру в шахматах. А ведь авианосец – это ферзь. Ферзь любой оборонной или ударной стратегии. И вдруг выясняется, что у противника есть некая фигура, которая может его снять с доски абсолютно гарантированно, без возможности противодействия и очень дешёвым способом.

Так что американские ферзи просто остались на голой шахматной доске, где они – готовая мишень, благодарная очень мишень для гиперзвукового удара. Так что, думаю, американцы действительно в недоумении. А куды бечь?

 

Кризис смыслов

– И всё-таки два парохода, пусть современных и с хорошим вооружением, признаем, – ничто для решения стратегических задач. Сколько в идеале нам таких нужно, чтобы они на морях реальную силу представляли?

– Сейчас у нас – некий переломный момент в истории геополитического развития мира. Смена стратегических эпох, смена целеполагания. В том числе и в военно-морском развитии. И если мы хотим сегодня решить те стратегические вопросы, заложить те решения, которые должны будут сработать через 10-20 лет, то именно сейчас очень высока вероятность крупной ошибки. С кем мы должны будем бороться, против чего мы должны будем бороться, что мы должны будем охранять, защищать? Какие будут угрозы, с которыми нам придётся сталкиваться, которым придётся противодействовать? Мы пока не знаем, перемены тут только начинаются.

Зато мы видим сегодня американскую военно-морскую мысль – а она на сегодня наиболее обеспечена всеми конструкторскими, инженерными, материальными ресурсами, – которую сами американские спецы обвиняют в жесточайшем кризисе смыслов и целей, в отсутствии каких-то перспектив. Все инновационные программы американских военно-морских сил на нынешний день фактически показали свою несостоятельность.

Зумвалт

Инновационный эсминец “Зумвалт”. 

Вот, скажем, мы видим явный кризис авианосной концепции, как авианосец, король океанов, на сегодняшний день под жесточайшим вопросом. Инновационный эсминец “Зумвалт”, помимо того что признан технологически неспособным к решению тех задач, ради которых он создавался, – ещё и выяснилось, что неизвестно, против кого строилось столь дико дорогое судно. Ведь оно приближается по цене к 60 процентам стоимости авианосца: 12,7 миллиарда стоит “Теодор Рузвельт” и под 8 миллиардов стоит один “Зумвалт”. При том, что ни одного из классов обещанного оружия он так и не имеет. А если на него классическое ставить, то по мощности он почти вдвое уступает в пять раз более дешёвому “Арли Бёрку”.

 

Период недоумения и определённые ограничения

То же самое с программой ЛКС, литорального боевого корабля. Аж в двух концептах развивающийся проект вдруг признан абсолютно ненужным и фактически закрыт. Он будет ещё достраиваться, но теперь они там, в Америке, будут думать, как бы так его потихоньку списать, чтобы обошлось без скандала. Единственная сегодня задача военно-морского начальства – как потихонечку закрыть эту программу и не сесть при этом.

В итоге что мы имеем? Период недоумения, который существует сегодня в военно-морском строительстве, налагает и на нас определённые ограничения. Если мы сейчас бросимся строить корабли, которые хотя бы в одной из своих профильных функций нацелены на работу по авианосцам, как раньше было, то непонятно, что с этой работой будет через 20 лет. Может, американцы и сами справятся с уничтожением своей военно-морской мощи.

Это вполне может быть – ведь пока они успешно с этим справляются: вкладывают бешеные деньги и через 5-10 лет закрывают эти программы с позором и с унижением всего и вся. Это не просто материальные потери, это признак беспомощности и бессмысленности. Это признак падения военно-морской культуры. Что для американцев, конечно, обидно – это мощная военно-морская держава с интересной, своеобразной, полезной для всех военно-морских игроков культурой и потенциалом.

 

Американские кризисы – нам польза

Вот и нам бросаться быстро что-то строить, наверное, нет смысла. Да, надо идти дальше, надо развивать класс эсминцев. Но вот более крупный корабль, чем, скажем, 22350М, на 7,5-8 тысяч тонн, – не факт, что нам сейчас будет нужен. Флот пока ещё сам не знает конфигурацию той угрозы, с которой он столкнётся к тому моменту, когда их строительство может быть завершено и они могут стать реальной силой. Поэтому надо смотреть, а пока отрабатывать на мышках, на таких мощных красивых мышках, как фрегаты проекта 22350. Отрабатывать все те новинки, которые с начала нулевых сегодня стали абсолютно нормальным и приемлемым решением. В том числе и по элементной базе, и по синхронизации, по взаимодействию с БИУСом, с боевой информационно-управляющей системой тех или других систем в рамках единого концепта радиолокационного управления.

Американский кризис нам вообще полезен. Скажем, их история с мультимишн-задачами, с модульными проектами, с модульной конструкцией кораблей. Американцы возлагали на эту концепцию большие надежды. Ну и мы – уже под их влиянием. У нас тоже “модульность” замелькала где-то со второй половины нулевых годов.

Так вот, у них было три работоспособных модуля – минный, противолодочный и патрульный. И выяснилось, что это бешено дорого, абсолютно невозможно по деньгам и по людям. Готовить модули негде, хранить негде, чтобы обслуживать их, приходится содержать второй экипаж, а готовых людей нет. И быстро снять и поставить оказалось фактически нереально: смена модулей на боевом корабле оказалась очень дорогой задачей, значительно превосходящей по цене текущий ремонт. На бумаге красиво, а на практике разорительно и бессмысленно.

Оказалось, что даже в тепличных условиях, где-то там во Флориде, хранение нескольких модулей обходится в бешеные деньги и всё равно не позволяет обеспечивать их готовность. А как у нас работала бы эта модульность – с нашим климатом, с нашими предпосылками, с нашим дефицитом квалифицированных свободных рук и голов? Абсолютно тупиковая, я считаю, история.

Так что кризис американского проекта для нас ещё и очень полезен – чтобы мы перестали обезьянничать и шли дальше своим путём, с опорой на бьющуюся отечественную энергичную мысль.

 

Новостной портал Новости 24. Последние новости сегодня в России и в мире


Источник: tsargrad

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *