В Таджикистане запретили использовать русские суффиксы в именах и отчествах.

Судя по всему, злосчастный коронавирус может влиять и на умственные способности людей. В Таджикистане (где случаев заболевания нашли пока всего-то два десятка на всю страну) нижняя палата парламента приняла поправки к закону “О государственной регистрации актов гражданского состояния”, запрещающие использовать “славянские” суффиксы в именах и отчествах.

Исключение сделано только для “нацменьшинств”. В том числе – для русских, которых после душанбинского погрома 1990 года и последовавшей гражданской войны на весь Таджикистан осталось тысяч 50. Таджикам же регистрировать детей теперь можно будет исключительно под “национально звучащими” именами и фамилиями.

И никаких правозащитных криков

Строго говоря, по всем международным нормам выбирать себе имя и фамилию по собственному усмотрению является одним из наиболее очевидных прав человека. И никто не вправе лишить его этого права. По крайней мере, у нас в России всегда было так, и мы до последнего времени полагали, что и у всех прочих нормальных людей подход должен быть таким же самым.

Если у нас русского ребёнка родители назвали, к примеру, Робертом или Джорджем, ни одному сотруднику ЗАГС в голову не придёт отказать им в этом, потребовав записать его Борей или Гошей. Тем более невероятной выглядела бы принудительная русификация имён “мусульманских” народов России, хотя имя Али по сути эквивалентно Илье, а Искандер соответствует Александру.

Вообще для нашей культуры никогда не было важно, как называет себя человек: хочет для удобства именоваться на русский манер – пожалуйста, а хочет по-своему – никаких проблем! Его выбор. Да что там имена?! У нас и фамилию можно поменять запросто – было бы желание.

Скажу больше, если бы каким-нибудь безумцам в российской власти пришло в голову принять решение о принудительной русификации имён и фамилий, это вызвало бы бурю возмущения, в том числе – со стороны самих русских. А кроме того – не поддающуюся воображению истерику всего “мирового сообщества”, до ЮНЕСКО и ООН включительно. При этом подобные действия в отношении русских в ряде постсоветских стран почему-то никакого праведного гнева западных правозащитников не вызывают. Странно, правда?

В своё время первыми филологически “выдавливать из себя русских” начали латыши, демонстративно уродуя русские фамилии и добавляя к ним в конце на свой манер -s. Помнится, тогда мы ещё вдоволь посмеялись над этой заведомой глупостью, превращавшей Пышкиных в Пискинсов, а Шишкиных в Сискинсов. Даже анекдоты рассказывали про мальчика, собака которого отказывалась отзываться на имя Шарик, а когда он позвал её Шарикс, в ответ пролаяла “гавс”.

 

Досмеялись до эсэсовцев

Но потом вдруг как-то совершенно естественно национальными героями в Латвии стали палачи-эсэсовцы, а русских, своими руками построивших большую и лучшую часть Латвии, объявили оккупантами и бесправными “негражданами”. И тогда мы вдруг поняли, что борьба с языком – это не что иное, как первый шаг к борьбе с народом – носителем этого языка.

Когда подобное началось на Украине, уже никто не смеялся. И совсем уж не до смеха стало, когда смотрели видеокадры, как безумная тётка Ирина Фарион (кстати, депутат Рады и доктор филологических наук!) заявилась в школу и требовала от детишек срочно украинизироваться, поучая: “Ты не Алёна, а Олена, запомни это! А иначе бери чемодан и уезжай в Россию!”


Это было уже не смешно, а страшно, потому что на тот момент стало совершенно очевидно, что перед нами типичный фашизм, который начинается с запрета человеку называться своим именем, потом – оборачивается запретом быть тем, кем родился, и наконец – запретом вообще быть.

И вот теперь побороться с русским языком решил Таджикистан – республика, имеющая с Россией “безвиз”, направляющая туда ежегодно миллионы своих трудовых мигрантов, перечисления которых дают более 28% таджикского ВВП, наконец – защищаемая от рвущихся в Среднюю Азию исламистов и наркоторговцев 201-й российской военной базой.

Как заявил таджикский министр юстиции (!) Музаффар Ашуриен, таким образом “возрождаются национальные таджикские имена”. То, что при этом нарушаются фундаментальные права человека, главного юриста Таджикистана, как видно, не волнует.

Теперь, если решение нижней палаты парламента утвердит верхняя, а потом подпишет президент Эмомали Рахмон (совсем недавно звавшийся Эмомали Шарифовичем Рахмоновым, а в 1993 году даже публично просивший Ельцина принять Таджикистан в состав РСФСР), это станет законом.

Акция, что ни говори, по отношению к России недружественная, и, увы, уже не первая из этой серии. Ранее подобные новации с запретом русских окончаний таджики уже пытались ввести несколько раз, в последний раз – в 2017 году. Так что можно говорить о некой тенденции, если не о навязчивой идее о том, что русские окончания в именах и фамилиях вроде как угрожают национальной идентичности и суверенитету таджикского народа (в медицине это ещё “паранойей” называется).

А вот киргизский президент Жээнбеков, азербайджанский президент Алиев, экс-президент Казахстана Назарбаев насчёт “русских суффиксов” в своих фамилиях нимало не комплексуют и уж тем более строить на борьбе с русским языком свою внутреннюю политику не собираются. Что, согласитесь, выглядит куда более “по-взрослому”, чем нынешние филологические новации г-на Рахмона-Рахмонова – человека, носящего пожизненный титул “Основатель мира и национального единства – Лидер нации”.

Самое же любопытное, что главный удар от “войны с русскими суффиксами” пришёлся по самим таджикам, миллионы которых работают в России по причине отсутствия в их суверенном отечестве рабочих мест. И сталкиваются с массой трудностей, когда при оформлении соответствующих документов в их безупречно таджикских именах и фамилиях специалисты то и дело допускают ошибки.

Недаром огромное большинство трудовых мигрантов здесь у нас предпочитают именоваться Сашами и Колями – так и с местными проще контачить, и работодателю проще воспринимать нанимаемого им человека. Так что, по сути, таджикские власти своим новым изобретением, как это называют американцы, “выстрелили себе в ногу”

.

Русофобия с коммерческим интересом

А ведь, казалось бы, получая чуть ли не треть своего ВВП от присылаемого на Родину мигрантами, Таджикистан как никто должен быть заинтересован в создании для своих работающих в России соотечественников максимально комфортных условий. Например, обучив у себя их русскому языку, чем форсированно занимаются у себя их соседи – киргизы, уровень владения русским у которых в разы лучше, чем у всех прочих приезжих из Средней Азии.

Но последнее в Таджикистане даже при наличии соответствующего желания практически невыполнимо: на всю страну русских школ имеется несколько десятков, а преподавателей для новых школ после бегства из республики сотен тысяч русских взять практически неоткуда. Вот бы о чём подумать борцам с “русскими суффиксами” из таджикского парламента. Так ведь нет!

Есть даже версия, что вся эта “филологическая русофобия” затеяна ими с чисто коммерческим интересом. Мол, приедет в Россию на заработки таджикский парень с хорошим знанием языка, устроится там, потом приживётся, подаст на гражданство – и прощай, родной Таджикистан и (главное!) отсылаемые туда регулярно денежные переводы!

Зато не знающий языка приезжий с труднопроизносимыми ФИО волей-неволей окажется зависим от тесно связанной с Родиной соответствующей таджикской диаспоры (и этнических ОПГ, разумеется), которые одни только и помогут ему устроиться, но при этом и здесь, в России, будут крепко держать человека в руках.

Нет, я, конечно, понимаю: как и кого записывать в документы – это сугубо внутреннее дело самого Таджикистана. Но по мне, так национальное самосознание надлежит продвигать не борьбой с непривычно звучащими именами-фамилиями, а знанием родной истории (тут таджикам, относящим себя к одной из древнейших персидской культуре, есть чем гордиться), воспитанием молодого поколения на знании своей национальной культуры и традиций. А кроме того – на уважении к непохожей на твою культуру культуре соседей.

Ведь недаром писал наш Иван Ильин, что истинный националист, отстаивая право на самобытность собственного народа, не может (в отличие от космополита, стремящегося всех причесать под одну гребёнку) не относиться столь же уважительно к праву на самобытность и всех других народов. В противном случае здоровое национальное чувство рискует выродиться в какую-нибудь шовинистическую мерзость вроде германского нацизма.

Не будем забывать и о том, что именно на национальной теме проще всего сыграть в Таджикистане радикальным исламистским силам (Афганистан рядом), которых совсем недавно находящиеся у власти в стране умеренные националисты не без труда одолели в гражданской войне. Не говоря уже о том, что активную экспансию в Среднюю Азию сегодня проводит Китай.

Этак оглянуться не успеет дистанцирующийся от русских господин Рахмон, как вынужден будет именоваться каким-нибудь Ряо Хао Мином – без всяких там “таджикских суффиксов”.

 

Новостной портал Новости 24. Последние новости сегодня в России и в мире

Источник: Царьград

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *