Испытания новой гиперзвуковой авиационной ракеты проведены на днях в России. Об этом сообщило информационное агентство ТАСС со ссылкой на свой источник в оборонно-промышленном комплексе.

 

Гиперзвук для модернизированного дальника

Недавно проведены испытания нового гиперзвукового изделия на Ту-22М3, – цитирует агентство слова своего источника. – Ракета войдёт в состав номенклатуры вооружения модернизированного Ту-22М3М вместе с рядом других новейших авиационных средств поражения.

Согласно источнику, работа над новой ракетой стартовала несколько лет назад. Испытания же её должны быть синхронизированы с работами над модернизацией дальнего бомбардировщика Ту-22М3М, с тем чтобы ставиться на обновляемую машину в ходе этих работ.

Отдельно в явно запланированной утечке уточняется, что новое боевое изделие не относится к линейке ракет Х-32, а “совершенно другое”. Впрочем, какое другое, как и про характеристики новой ракеты, сказано не было.

Повторим ради корректности слова ТАСС: “ТАСС не располагает официальным подтверждением предоставленной источником информации. В пресс-службе ПАО “Туполев” отказались от комментариев”, и попробуем далее сами вычислить, что это за новая ракета.

 

Что это за НЕ ракета?

Раз это нечто “совершенно другое”, нежели Х-32, то это нечто другое, нежели крылатая ракета класса “воздух-поверхность” разработки МКБ “Радуга”. Притом Х-32 – весьма новое изделие, начатое как глубокая модернизация ракеты Х-22, дабы повысить помехозащищённость её РЛС наведения. Первые испытания нового изделия были выполнены в 1998 году, но, будучи тесно увязанной именно с самолётом Ту-22М, эта ракета ещё 15 лет “ждала”, чтобы наконец “сесть” на переоборудованный Ту-22М3.

Официально Х-32 принята на вооружение совсем недавно, в конце 2016 года. Она должна будет войти в состав вооружения тех 30 самолётов Ту-22М3, что будут доводиться до версии Ту-22М3М.

Ту-22М3

Ту-22М3

 

Таким образом, новое гиперзвуковое изделие должно будет дополнять-конкурировать эту ракету на борту одной и той же машины.

Из того, что известно про Х-32, – это явное средство прорыва противокорабельной ПРО потенциального противника – очевидно, системы “Иджис”/Aegis ВМФ США. Об этом военные эксперты судят по наличию на этой ракете помехозащищённой радиолокационно-инерциальной системы наведения с радиокомандной коррекцией, по её максимальному потолку – 40 км, что выше действия корабельной ПРО США и скорости, недостижимой для американской ракеты RIM-174 SM-6 ERAM. Которая в состоянии сбить П-270 “Москит” (она же Х-41 в исполнении для авиационного базирования) изготовления той же “Радуги” со скоростью в 2,8 Маха, но не догонит Х-32 с 4,6 Маха (т. е. до 1,5 км/с).

Дальность пуска Х-32 – 600-1000 км.

Таким образом, новая ракета должна быть ещё выше по характеристикам.
Какой же?

Ту-22М3М

 

Три гиперзвуковых ракеты для разных самолётов

Известный своей компетентностью портал bmpd предполагает, ссылаясь на западные источники, что новая ракета разрабатывается совместно головным предприятием АО “Корпорация “Тактическое ракетное вооружение” в Королёве и АО “ГосМКБ “Радуга” в Дубне в рамках программы “Гиперзвуковая управляемая ракета” (ГЗУР).

Со ссылкой на ту же западную печать портал указывает, что эта оперативно-тактическая гиперзвуковая ракета обладает скоростью в 6 Махов и дальностью полёта в 1500 км. Длина ракеты составляет 6 м, а вес – около 1500 кг. Наведение осуществляется комбинированной активно-пассивной радиолокационной головкой самонаведения “Грань-75”.

Создаётся изделие как минимум с 2013 года, когда было объявлено о двухэтапной программе развития авиационных гиперзвуковых ракет, одной из которых должна была стать “компактная оперативно-тактическая авиационная ракета с дальностью полёта 1500 км и скоростью 6 Махов”. Как говорится, всё соответствует.

Таким образом, получается, что у России есть или близки к принятию на вооружение три гиперзвуковые ракеты авиационного базирования, повторим вслед за bmpd.

Это универсальная Х-47М2 “Кинжал” класса “воздух-поверхность”. Она уже ставится на истребитель МиГ-31К и, как сообщалось, может быть поставлена на Ту-22М3М, а то и вовсе на Ту-160. Это заявленная, но не показанная гиперзвуковая ракета для Су-57 – по логике и размерам, класса “воздух-воздух”. И вот ещё одно изделие для Ту-22М3М, явно противокорабельное.

 

Что может Ту-22М3М

Предположение о противокорабельном характере новой гиперзвуковой ракеты специалисты делают как на основании упоминания её рядом с Х-32, так и на характеристиках и возможностях, которые должен приобрести бомбардировщик Ту-22М3 после модернизации.

самолеты

Сверхзвуковые истребители-перехватчики МиГ-31К с новейшими гиперзвуковыми ракетами “Кинжал” во время лётно-тактических учений с самолётами Ту-22М3 дальней авиации ВКС РФ. Снимок с видео / Пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС

 

Исходно Ту-22М – достаточно древняя машина: первый полёт её состоялся аж 30 августа 1969 года. Кое-кто её поругивает за “не ресурсную” схему планёра, за маленькое и потому перегруженное крыло и за ряд других недостатков. И, в общем, справедливо – летунам машина не нравилась изначально, отчего её и пришлось серьёзно модернизировать до Ту-22М3. Но с другой стороны, наделать их успели довольно много, налетать она успела большой “опыт”, по ходу дорабатываясь, да и не до нового дальнего бомбардировщика сейчас, когда ещё в строю 61 машина.

Так что было решено половину из них модернизировать с выполнением капитального ремонта и продлением быстро истекающего ресурса.

Наибольшие изменения коснутся бортовой электронной аппаратуры (БРЭО), которая будет осовременена на 80% и получит наиновейшие системы, частью унифицированные с БРЭО перспективных стратегических бомбардировщиков Ту-160М2. Так, прежние РЛС ПНА будут заменены на новейшие НВ-45 стоимостью около 150 млн рублей.

Ожидается серьёзное оснащение самолёта новейшими средствами РЭБ, которые, как сообщается, заменят кормовую артиллерийскую установку ГШ-23. Будут ключевым образом обновлены системы управления ракетным оружием. Вообще, модернизируется система управления оружием, включая установку знаменитого СВП-24-22 “Гефест”, который обеспечивает такую точность неуправляемых (и оставшихся в громадных количествах ещё с войны) бомб, как будто они управляемые.

В качестве вооружения говорилось о том, что Ту-22М3М, кроме нынешних противокорабельных ракет Х-22 и приходящих им на смену Х-32, вроде бы сможет нести также стратегические крылатые ракеты большой дальности Х-101 и Х-555. Про размещение “Кинжала” мы уже говорили. Теперь к этому, получается, добавляется и гиперзвуковая крылатая ракета.

Всё это, по сути, превращало бы дальний бомбардировщик в стратегический, если бы… у него имелась система дозаправки в воздухе. Без неё самолёт имеет боевой радиус всего в 2-2,5 тыс. км. Но в своё время Москва пошла на поводу у американцев и согласилась удалить средства дозаправки в воздухе в соответствии с договором ОСВ-2. Но теперь этот договор действие прекратил, и на Ту-22М3М, как сообщалось, будет вновь устанавливаться штанга топливоприёмника.

Таким образом, всё необходимое сошлось, и проект Ту-22М3М становится проектом третьего стратегического бомбардировщика в распоряжении Вооружённых сил России. Да ещё и с ракетами, от которых у нашего геостратегического партнёра нет и в скором времени не будет защиты.


Источник: tsargrad

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *