Турцию не зря называют региональной сверхдержавой, ведь за последние годы эта страна совершила впечатляющий экономический и технологический рывок.

Сто лет назад Турция стояла на грани исчезновения. Проиграв в Первой мировой войне, Турция практически сразу же вступила в войну с Грецией, которая надеялась вернуть отнятые турками земли Византийской империи. Грекам не повезло – будучи союзниками Антанты, они, разумеется, были вскоре преданы и потерпели поражение, сопровождавшееся массовой резней греческого населения. На что бесстрастно смотрели «просвещенные европейцы», хотя им ничего не мешало совместно с греками окончательно добить Турцию и выкинуть её из Европы в Малую Азию.

Но европейцы всегда предпочитали договариваться с турками, к тому же свои аппетиты они удовлетворили тем, что оторвали от Османской империи огромные ближневосточные куски, которые и поделили между собой. Ну а то, что грекам не удалось загнать турок в глубины Малой Азии и вернуть себе Константинополь и другие исконно греческие города, так это их, греков, проблема.

Сложись всё немного иначе сто лет назад, и сейчас Турция представляла бы собой небольшое государство в Анатолии, не располагающее серьезными ресурсами, с небольшим по численности населением и без каких-либо амбиций.

Но так получилось, что Турция сначала выиграла греко-турецкую войну 1919-1922 гг, затем турецким правителям хватило ума не вступать во Вторую мировую войну, после окончания которой Турция стала верным союзником США и вскоре стала членом НАТО.

К шестидесятым годам турецкое государство заметно окрепло и началось то, что не могло не начаться – Турция принялась возвращать бывшие земли Османской империи: в 1974 году была занята северная часть острова Кипр, а уже в наше время Турция «прирезала» весьма значительные куски северной части Сирии. Которые, судя по всему, Сирии никогда уже возвращены не будут.

Также Турция отказывается признавать греческими некоторые острова в Эгейском море, считая их исконно своими. Несмотря на то, что и Турция, и Греция являются членами НАТО, территориальные споры неоднократно приводили к воздушным боям над спорными островами, где обе стороны несли потери.

Вплоть до последнего времени Турция воспринималась как типичная «развивающаяся» страна, с неплохо развитым сельским хозяйством и легкой промышленностью, но как оказалось, турки умеют делать не только хорошую одежду и выращивать помидоры.

За последние годы, во многом благодаря усилиям президента Реджепа Тайипа Эрдогана, Турция стремительно превращается в страну с развитой тяжелой и оборонной промышленностью. Если за прошедшие три века Турция вооружалась сначала европейским, а затем американским оружием, то теперь делается ставка на импортозамещение. Эрдоган прекрасно понимает, что Турция никогда не будет великой страной без собственной развитой «оборонки», вот почему им был взят курс на создание собственных образцов вооружения.

Несмотря на то, что оборонный бюджет Турции составляет всего 18,2 млрд долларов, в настоящее время Турция выполняет несколько военных программ стоимостью более 77 млрд долларов. В их число входят строительство легкого авианосца – десантного корабля Anadolu, разработка и запуск в серийное производство основного боевого танка Altay, разработка истребителя пятого поколения TF-X, а в прошлом году была завершена разработка многоцелевого вертолета T625 Gökbey. В перспективе – создание собственных баллистических ракет, носителей ядерных зарядов. Ожидается, что первые ракеты Турция испытает через 5-7 лет.

Вот об этих программах стоит поговорить отдельно, чтобы понять, как выглядит устремленная в будущее страна, в которой не чешут языком годами, а реально выполняются серьезные программы. И что немаловажно – все эти программы Турция выполняет впервые в своей истории, так как раньше опыта строительства собственных авианосцев, танков, истребителей и баллистических ракет эта страна не имела.

Начнем с самого большого за всю историю турецкого флота корабля – лёгкого авианосца Anadolu, который был спущен на воду весной прошлого года. Длина корабля составляет 232 метра, водоизмещение 27 000 тонн, скорость – 21 узел, авиакрыло должно состоять из 12 истребителей вертикального взлета F-35B и 12 вертолетов. Корабль может использоваться как легкий авианосец и как десантный корабль.


TCG Anadolu

 

Самостоятельно турки разработать корабль подобного класса были не в состоянии, поэтому нашли партнера в лице испанской фирмы Navantia, которая передала турецкой стороне документацию на десантный авианесущий корабль Juan Carlos. Проект был немного переработан с учетом пожеланий турецкой стороны, и в 2016 году строительство Anadolu началось на верфи Sedef близ Стамбула.

В состав турецкого флота корабль вступит в начале 2021 года, правда, в настоящее время не ясно, как Турция и США решат вопрос с поставками истребителей F-35B, которые американцы не хотят поставлять туркам из-за покупки ими российских зенитных комплексов С-400. Впрочем, и без истребителей Anadolu сможет выполнять возлагаемые на него задачи. Например, по переброске и поддержке войск.

В последнее время обстановка в Восточном Средиземноморье начинает обостряться из-за желания Израиля, Кипра и Греции начать строительство газопровода в Италию. В свою очередь Турция всячески поддерживает проект аналогичного газопровода, который должен поставлять газ в Италию из Ливии. Не исключено, что всё это может привести к конфликту интересов, и Anadolu может стать очень весомым аргументом в грядущем споре.

В любом случае, свои интересы гораздо удобнее отстаивать с помощью таких вот кораблей, которыми, без пяти минут, фактически располагает Турция и которых нет у её противников.


Как тут не вспомнить Россию, вернее, бесконечные разговоры о том, что скоро у нас появятся собственные десантные корабли не хуже французских «мистралей». Правда, пока эти планы всего лишь озвучиваются, да демонстрируются рисунки с макетами, а вот турецкий Anadolu спущен на воду и меньше чем через год войдет в строй.

Более того, турецкие адмиралы заявляют, что Anadolu важен не только как боевая единица, а как возможность получить опыт строительства авианесущих кораблей, и этот опыт вскоре пригодится, когда Турция приступит к строительству своего первого авианосца. И что-то подсказывает, что турки авианосец построят.

Не атомный гигант типа американского «Джеральд Форд» – корабль такого размера и стоимости туркам попросту не нужен, а что-то рассчитанное для действий в Средиземном море. То есть в зоне турецких интересов.

Кстати, импортозамещение позволило Турции неплохо сэкономить – Anadolu обойдется турецким налогоплательщикам в 1,3 млрд долларов, то есть по цене американского эсминца класса «Арли Бёрк».

Многолетнее сотрудничество Турции с итало-британской вертолетостроительной компанией AgustaWestland привело к появлению ряда совместных проектов, последний из которых – это многоцелевой вертолет турецкой фирмы TAI – T625 Gökbey. Фактически это немного переработанный вертолет AgustaWestland AW139, но выпускающийся в Турции с широким использованием турецких комплектующих.


T625 Gökbey

 

Турки планируют производить как гражданскую, так и военную модификацию вертолета, а в перспективе планируют оснащать вертолет двигателями собственной разработки. То есть и в этом случае делается всё, чтобы как можно меньше зависеть от «партнёров», которые всегда отличались своей непредсказуемостью.

Стоит отметить, что в России вертолет подобного класса – Ка-62 – только недавно довели до ума, хотя разработка его началась ещё в СССР, в 1990 году. «Эффективным менеджерам» российского авиапрома понадобилось всего каких-то тридцать лет, чтобы Ка-62 поднялся в воздух, что, впрочем, не гарантирует ему безоблачного будущего. Не исключено, что он будет выпускаться штучно и, конечно же, ни о какой массовой серии, какими выпускались вертолеты Камова в Советском Союзе, речь не идёт.

В настоящее время на вооружении турецкой армии находятся американские устаревшие танки М60 и немецкие Leopard 2. С 2007 года турецкая компания Otokar при помощи южнокорейской Hyundai Rotem разрабатывает танк Altay, который поступит на вооружение в этом году. Если быть точнее, то весной начнется производство танков Altay первой серии, которая составит 250 машин. Затем начнется производство танков второй серии с увеличенной долей турецких комплектующих, а всего планируется выпустить 1000 танков только для турецкой армии.

Неплохо оцениваются и экспортные перспективы – интерес к турецкому танку проявили Азербайджан, Пакистан, Саудовская Аравия и Катар. Это неудивительно, ведь Altay является родным братом южнокорейского танка K2 Black Panther, который считается одним из лучших в мире. Во всяком случае, все без исключения специалисты считают, что по ряду характеристик Altay значительно превосходит немецкий Leopard 2, который также стоит на вооружении турецкой армии.


Танк Altay

 

Турки планируют заменить новым танком американские устаревшие танки М60, после чего бронетанковые силы Турции будут располагать самым передовым парком танков не только в регионе, но и в мире. Фактически на вооружении турецкой армии будут стоять два типа танков – Leopard 2 и Altay, которые занимают верхние строчки мирового танкового рейтинга.

Если провести параллели с Россией, то открывается весьма неприглядная картина. У нас с 2015 года демонстрируют на парадах танк Т-14 Армата – революционный танк, аналогов которому в мире нет, и это действительно так. Если бы не одно но… Этот танк до сих числится предсерийным, и не известно, когда и в каких количествах будет поступать в войска.

Изначально было заявлено, что российская армия получит 2300 танков Т-14 в период между 2015 и 2020 годами, но дальше произошло хорошо известное «денег нет, но вы держитесь». Первоначальные цифры были кардинально откорректированы, и будет очень хорошо, если российская армия получит хотя бы несколько десятков танков до конца этого года.

Остается сказать огромное спасибо Советскому Союзу, оставившему огромное танковое наследство, которое – не дай бог случись война – поможет отбиваться от супостатов какое-то время.

Не правда ли, интересная картина получается – Турция никогда не выпускала собственные танки и вдруг, как в сказке, обзаведется одним из самых мощных и качественных танковых парков в мире. А отечественная танковая школа существует с середины тридцатых годов – без малого век – и что у нас стоит на вооружении? Да всё те же советские ветераны: Т-72, Т-80 и их российский потомок Т-90, родом опять-таки из СССР.

Интересно, чем бы защищали Родину многочисленные российские «эффективные менеджеры», если бы СССР не оставил им в наследство несколько тысяч бронированных «галош»? Судя по тому, какими темпами идет перевооружение армии на Т-14, процесс этот растянется на десятилетия.

Но это ничего – Армату и дальше можно показывать на парадах, создавая благостную телевизионную картинку и внушая электорату что «всё хорошо, прекрасная маркиза».

Зато в авиации Россию с Турцией сравнивать не просто глупо, а нелепо. В настоящее время Турция всего лишь демонстрирует макет собственного стелс-истребителя TF-X, первый полет которого запланирован на 2025 год, а на вооружение этот самолет должен поступить в 2028-2030 году.


TF-X

 

А вот российский Су-57 не только давно летает, но и успел уже разбиться – в декабре прошлого года в авиакатастрофе был потерян первый серийный истребитель.

Так как Турция ранее никогда не выпускала не то что стелс-истребители, но даже поршневые истребители, то ряд специалистов сильно сомневается в том, что TF-X вообще когда-либо поднимется в воздух. Дескать, нет у турецких компаний необходимого опыта для создания таких сложных самолетов.

Однако турки и не собирались изобретать велосипед, а обратились за помощью к британскому концерну BAE Systems, который стал партнером программы создания TF-X. О том, что к этой программе в Турции относятся более чем серьезно, свидетельствует выделение на научно-исследовательские работы 1,2 млрд долларов.

Кроме того, к программе подключился ряд турецких предприятий ВПК, и не исключено, что к концу десятилетия Турция обзаведется собственным стелс-истребителем.

Это более чем вероятно, учитывая стабильное развитие турецкой «оборонки». Если раньше Турция была исключительно покупателем оружия, то сейчас она превращается в его продавца: в прошлом году турецкие компании продали зарубежным клиентам оружия и боеприпасов на 2,2 млрд долларов, что на 24% больше, чем было экспортировано оружия в 2018 году.

Цифры, может, и не впечатляющие, но не надо забывать, что вплоть до недавнего времени Турция была способна производить лишь трусы, джинсы и помидоры. У Турции даже не было современного автопрома, а теперь, судя по всему, он есть, и спасибо за это надо сказать опять-таки президенту Эрдогану.

Буквально на днях было объявлено о том, что в 2022 году в Турции начнутся продажи двух моделей электромобилей образованной в 2018 году фирмы TOGG. Первоначально на конвейер встанут электрический кроссовер и седан, а к 2030 году TOGG будет выпускать пять моделей. Данный проект находится под личным контролем Эрдогана, который пообещал, что к 2022 году в Турции будет создана необходимая инфраструктура для эксплуатации электромобилей.


TOGG C-SUV

 

Характеристики машин пока не раскрываются, известно лишь, что электрокроссовер TOGG C-SUV будет иметь два электромотора совокупной мощностью 400 л.с., сможет разгоняться до первой сотни за 4,8 сек., а дальность хода на одной зарядке составит 500 километров.

К Эрдогану можно относиться как угодно, но за годы его правления Турция неотвратимо превращается из страны третьего мира в современную и технически развитую региональную сверхдержаву, реализовывающую весьма серьезные национальные проекты. Уже сейчас можно сказать, что Эрдоган принял Турцию с помидорами и джинсами, а оставит с авианосцами и электромобилями. А может, и с баллистическими ракетами.

Турция становится ещё одной промышленно развитой страной, которая при весьма скудных природных ресурсах демонстрирует впечатляющий рост и идет в ногу со временем. Во всяком случае, старается это делать.

Конечно, над турками можно посмеяться, ведь их миллиардеры не разбогатели в прошлом году на 52,9 млрд долларов, вот только не зря говорят, что смеется тот, кто смеется последним. Как бы не пришлось России однажды проснуться и обнаружить в непосредственной близости мощного и коварного соседа, с которым никогда у нас не было настоящей дружбы, зато воевали с ним больше всех в своей истории.

И если раньше этот сосед ничего кроме джинсов и фруктов не производил и был не очень опасен, то в недалеком будущем не исключено, что это будет весьма сильная в военном отношении страна, да ещё и обладающая ядерным оружием и средствами его доставки. А турецкий авианосец в Черном море может появиться уже в следующем году, и это не какой-то скверный анекдот и бред сумасшедшего.

Скверным анекдотом скорее выглядит тот факт, что турки авианосцы могут строить, а мы нет. Электромобили с впечатляющими характеристиками могут, а мы нет. Да что там авианосцы и электромобили – это турецкая фирма Beko построила в России завод по выпуску стиральных машинок и холодильников, а мы Турции не можем предложить даже батарейку или радиоприемник.

Истории свойственно повторяться, и похоже на то, что в настоящее время полным ходом идет возрождение Османской империи, во главе которой стоит целеустремленный, по-восточному непредсказуемый и весьма амбициозный султан. Хоть он и называется президентом, сути дела это не меняет.

Источник: km

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *