7 февраля 2014 года в Сочи открылись XXII зимние Олимпийские игры. Пять лет спустя Царьград оценил, что стало с олимпийскими стадионами, и помнят ли ещё в столице Игр лозунг «Жаркие. Зимние. Твои»

 

На коньках при +30

Голос диктора гулко резонирует под сводами ледового дворца, объясняя в 10 часов утра нескольким зрителям, что они станут свидетелями жаркого сражения между финалистами клубного чемпионата России по настольному теннису и увидят борьбу лучших теннисистов мира. Голос не преувеличивает. Действительно, в Сочи на решающие матчи приехали Дмитрий Овчаров, Фан Бо, Джун Мизутани, Владимир Самсонов, Александр Шибаев, Андрей Гачина и другие игроки из элиты настольного тенниса. И антураж был под стать именам: 12-тысячный «Айсберг», запущенный в 2012 году, – арена мирового уровня, которая ещё до Игр принимала финал Гран-при и чемпионат России по фигурному катанию. Во время Олимпиады здесь состязались фигуристы и конькобежцы, после неё проводили турниры хоккеисты и заезжал Илья Авербух со своим ледовым шоу.


Для теннисистов прямо на лёд постелили специальное покрытие терафлекс. Никто из игроков не жаловался на то, что мёрзнут ноги. По словам руководителей клубного чемпионата, «Айсберг» предложил такие выгодные условия для проведения турнира, что отказаться было невозможно, хотя более привычным местом для соревнований по настольному теннису в Сочи считается спортивная база «Юг Спорт» в центре города возле стадиона имени Славы Метревели. Но сегодня «Айсберг», строительство которого обошлось почти в 9 миллиардов рублей, готов принимать любые соревнования, концерты и шоу.

Надо же хоть что-то зарабатывать! Получается не часто – в месяц спортсмены занимают арену на несколько дней, а спектакли и шоу проводятся не чаще одного-двух раз. Продаётся на них от 500 до 5000 билетов, так что не до жиру. «Айсберг» принимает также желающих покататься на коньках. В этом есть какое-то особое удовольствие для отдыхающих: на улице плюс 30 градусов, а под крышей «Айсберга» – лёд и прохлада. Многие сочинцы, не умевшие даже стоять на коньках, уже научились там вполне прилично кататься.

айсберг

«Айсберг»

 

Сочи полюбил хоккей

Но если говорить о серьёзных вещах, то со старшим братом «Айсберга» – ледовым дворцом «Большой», где во время Игр проходили матчи хоккейного турнира, – разница колоссальная. При том, что вмещает он также 12 тысяч зрителей, а на возведение было потрачено около 10 миллиардов рублей. «Большой» – наиболее загруженный из всех олимпийских объектов прибрежной зоны, что расположилась в Имеретинской низменности.

Ещё до Игр там состоялся чемпионат мира по хоккею среди юниоров, а после них – международный турнир на Кубок Первого канала. Кроме того, «Большой» – домашняя арена клуба Континентальной хоккейной лиги «Сочи», созданного специально под олимпийскую инфраструктуру. Здесь хоккеисты тренируются и принимают соперников – от 3 до 6 раз в месяц. Лёд они делят с Центром спортивной подготовки по фигурному катанию на коньках, он же – школа олимпийских чемпионов в парном катании Татьяны Волосожар и Максима Транькова.

Любопытно, но хоккей, экзотический вид спорта для юга России, пришёлся сочинцам по вкусу. В прошлом сезоне матчи против ЦСКА, «Северстали» и «Салавата Юлаева» собирали больше 11 тысяч зрителей при средней посещаемости более 5 тысяч.

большой

Ледовый дворец «Большой»

 

Вернуть бы «Жемчужину»

Это больше, чем у футбольного клуба «Сочи», который собирает на стадионе «Фишт» (вместимость 40 тысяч, стоимость 23 миллиарда рублей), где во время ЧМ-2018 сборная России уступила хорватам в серии пенальти в ¼ финала, в среднем 4500. На «Фиште», если кто забыл, прошли церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр. Стадион, напоминающий то ли инопланетный корабль, то ли огромную раскрывшуюся раковину, особенно красив вечером, когда он переливается бело-сине-красными цветами, радуя гуляющих по набережной.

Но вот футбол сочинцев особо не радует. Может, потому, что многие ещё помнят «Жемчужину», выступавшую в высшей лиге чемпионата России, и хотели бы вернуть команду с прежним названием. Нынешний же футбольный клуб, перекрасившийся в «Сочи» из «Динамо» (Санкт-Петербург), пока играет в ФНЛ. Возможно, выход в премьер-лигу, запланированный если не на этот, то на будущий год, изменит отношение к этой команде.

Фишт

Стадион «Фишт»

 

На своем авто по трассе «Формулы-1»

Есть в Олимпийском парке объект, прямого отношения к Играм не имеющий, – «Сочи Автодром», или трасса «Формулы-1». Её строили в рамках общей Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, и потратили почти 8 миллиардов рублей. На автодроме ежегодно проходит этап «Формулы-1» Гран-при России, а также множество других, не столь известных и популярных автогонок. Между гонками любой желающий может, разумеется, за деньги, прокатиться по трассе на собственном автомобиле. Наверное, из-за этого временные ограждения трассы сделали постоянными, что затрудняет движение по Олимпийскому парку. Всё вроде, как и обещали, в шаговой доступности, но из-за многокилометровых заборов и пешим, и на колёсах приходится делать большие крюки.

автодом

«Сочи Автодром»

 

«Шайбу» и «Куб» так и не разобрали

Есть в Олимпийском парке и сооружения, чья судьба сложилась не так, как планировалось. Например, ледовую арену «Шайба», где проходили турниры по хоккею и следж-хоккею во время Паралимпиады, собирались перенести во Владикавказ или Краснодар. Но не учли особенности фундамента конструкции, и теперь в «Шайбе» расположился Всероссийский детский спортивно-оздоровительный центр, тренируются юные фигуристы и хоккеисты, работают шахматные классы.

Стадион «Ледяной куб», где прошли олимпийские соревнования по кёрлингу, также планировали перевезти в другое место. В итоге перевезли только оборудование, а само здание оставили на месте. Оказалось, это отличное место не только для тренировок спортсменов и шоу на льду, но и для съёмок передач канала ТНТ.

Ледяной куб

Стадион «Ледяной куб»

 

А вот конькобежный центр «Адлер Арена» превратился в теннисную академию. Есть там и залы для занятий гимнастикой, борьбой и тренажерный зал.

 

Кумжа на нерест не идёт, но деньги есть

Олимпийский парк на берегу Чёрного моря – только одна часть общего комплекса. Вторая, горная, расположена в районе Красной Поляны. Здесь за короткий срок был устроен новый горнолыжный курорт. Леса на склонах вырубили, проложили железнодорожную ветку и скоростную дорогу, соорудили подъёмники и построили гостиницы. Экологи опасаются, что теперь под угрозой программа возвращения в дикую природу переднеазиатского леопарда. Неизвестно откуда завезённые бабочки сожрали реликтовую самшитовую рощу, а черноморская кумжа перестала заходить на нерест в реку Мзымту. Всё это – плата за курорт с трассами протяженностью около 80 километров, один из крупнейших в стране.

По данным Российского союза туроператоров, в пиковые дни зимой в Сочи приезжает около 12 тысяч отдыхающих. Наши соотечественники сменили французские, швейцарские и австрийские склоны на краснополянские из-за падения рубля. Кататься на лыжах в Европе стало дорого. Горнолыжный курорт «Роза Хутор» зимой посещают до 800 тысяч человек, летом – до 300 тысяч, которые приносят владельцам около 4,4 миллиарда рублей при вдвое меньших затратах. Впрочем, даже такие доходы не позволят окупить вложения в ближайшие десятилетия.

Роза

«Роза Хутор»

 

Ни лыж, ни санок, ни трамплина

Ситуация со спортивными сооружениями иная. Если на «Розе Хутор» ещё проводятся соревнования (чемпионат мира среди юниоров по горнолыжному спорту или Всемирные зимние военные игры), то редкий биатлонист или лыжник доберётся до лыже-биатлонного комплекса «Лаура» (затраты на строительство – около 100 миллиардов рублей). «Лаура» сегодня – курорт и живёт от посетителей, зарабатывая около 3,5 миллиарда год.

Лаура

Комплекс «Лаура»

 

На санно-бобслейной трассе замок на входе ещё не заржавел: стадион изредка принимает соревнования и также является тренировочным центром для сборной России.

А вот комплекс трамплинов «Русские горки» (стоимость 8 миллиардов рублей) большую часть года закрыт. Летом иногда приезжают прыгуны с трамплина – потренироваться и поучаствовать в чемпионате России.


Наследство за 5 миллиардов

Когда-то существовал грандиозный проект Большого Сочи, прототипом которого должен был послужить французский Лазурный берег. Город предполагалось поделить на зоны: молодёжную, SPA-курорт мирового уровня и туристическую с гостиницами класса «эконом». Имеретинской долине отводилась роль международного туристического центра. Но Игры изменили планы, и вот уже 5 лет власти ломают головы над тем, что делать с олимпийским наследием, содержание которого обходится бюджетам разных уровней примерно в 5 миллиардов рублей в год. Однако в целом мрачные прогнозы о том, что на берегу Чёрного моря будут стоять «белые слоны» (так называют никому не нужные и забытые олимпийские и другие спортивные сооружения, например, в Греции, Бразилии, ЮАР или Португалии), не оправдались. Сочи, брюзжа и поругивая тех, кто «всё это придумал», всё же осваивает олимпийские стадионы и помнит о том, как жарко было зимой 5 лет назад.

Источник: Царьград

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *