Аптечные сети в России не смогут нажиться на эпидемии. Мешает снижение доходов граждан, система маркировки лекарств, а самое главное: каким бы ни был ажиотажный спрос, произвести намного больше лекарств, чем до кризиса, промышленность не в состоянии.

В прямом эфире программы “Интервью” “Первого русского” ваш покорный слуга и исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС), кандидат фармацевтических наук Нелли Игнатьева вместе с ведущей Еленой Афониной пытались понять сами и объяснить телезрителям, почему в аптеках перестало хватать одних лекарств, резко увеличились цены на другие и когда же всё это кончится. Относительно хорошая новость: никакие злодеи не успеют извлечь из ситуации сверхприбыль. Относительно плохая новость: в ближайшее время в разы больше антибиотиков в продаже не появится. Совсем хорошая новость – и слава Богу, что не появится, целее будем.

Теперь по порядку. О дефиците лекарств в российских аптеках всерьёз заговорили после того, как на прямой линии с президентом об этом доложил руководитель исполкома ОНФ Михаил Кузнецов. Активисты Народного фронта обошли, на тот момент, 3,5 тысячи аптек в разных регионах и выяснили, что более чем в 85% из них не нашлось противовирусных средств из числа рекомендованных Минздравом, в том числе фавипиравира, а также ряда других необходимых препаратов, в том числе наиболее востребованных антибиотиков. Тогда же министр промышленности и торговли правительства России Денис Мантуров сообщил президенту, что хотя дефицит сейчас действительно ощущается, он будет полностью побеждён к 15 декабря.

С точки зрения министра, главной проблемой было введение в действие летом 2020 года системы маркировки лекарственных средств. Два сбоя в работе системы привели к необходимости отказаться от разрешительного характера её работы и перейти к уведомительному: то есть сначала продавать лекарства людям, а потом вносить их в систему. Однако пока систему запускали и она сбоила, аптеки успели распродать имевшиеся запасы и недополучили сотни миллионов упаковок лекарств.

По словам Нелли Игнатьевой, о сверхприбыли аптечных сетей нельзя говорить уже хотя бы потому, что за десять месяцев текущего года в физическом выражении было продано существенно меньше лекарств, чем в прошлом. Приводимые рядом экспертов и СМИ данные о росте фармацевтического рынка в России на 10–12% нужно воспринимать с поправкой на инфляцию (импорт неизбежно дорожает), а также с учётом роста потребления лекарств в стационарах – в том числе и в ковидных госпиталях.

Однако дефицит некоторых лекарств действительно возникает, отмечается рост цен на некоторые традиционно дешёвые и популярные препараты из числа тех, которые продаются без рецепта. Так, по словам врача скорой помощи, прозвучавшим в эфире Царьграда, цена на парацетамол в известных ему аптеках выросла за последнее время более чем в четыре раза.

Причина – в ажиотажном спросе и в том, что граждане стремятся скупать антибиотики и лечиться ими – очень часто без рецепта.

Нелли Игнатьева отвечает, что в этом есть существенная вина некоторых врачей: действительно, в практике аптечных сетей весьма нередки случаи, когда покупатель приходит не с рецептом, а с написанной врачом запиской (не на рецептурном бланке, без печати и т. д.), то есть с простой рекомендацией принимать, например, те же популярные антибиотики.

При этом необходимость их приёма может быть, мягко говоря, сомнительной. Специалисты в России буквально бьют тревогу: антибиотики вовсе не безобидны, никакого смысла принимать их для борьбы с вирусами нет – они не предназначены для лечения вирусных заболеваний. Профилактика с помощью антибиотиков воспаления лёгких – сомнительная практика. Хуже того, по результатам такого приёма может возникнуть резистентность, то есть когда организм действительно подвергнется бактериальному заражению, антибиотики не подействуют. Однако мнение специалистов – это одно, а практика – совсем другое. Больные в массовом порядке занялись самолечением. “Антибиотики пошли как витаминки”, – как уже писал Царьград несколько недель назад.

Лично мне кажется, что, как бы ни были важны проблемы учёта оборота лекарственных средств и их производства (а промышленность не может по щелчку начальственных пальцев производить намного больше лекарств завтра, чем вчера – не хватит ни сырья, ни оборудования), важнее всего в создавшейся ситуации – государственная пропаганда правильного поведения. А именно её-то и не хватает. Требовать от граждан носить маски и перчатки и соблюдать невозможную “социальную дистанцию” у нас не забывают. А разъяснять насчёт самолечения – сплошь и рядом.


Источник: tsargrad

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *