Президент США выразил уверенность в своей скорой победе на проходящих сейчас американо-китайских торговых переговорах. Складывается ощущение, что проигравшей стороной при этом назначена Россия. Последние новости сегодня. Свежие новости.

Предвыборный раж

В преддверии выборов в Конгресс Дональд Трамп продолжает разъезжать по США и агитировать за республиканцев. Уличные митинги — не трибуна ООН, здесь можно позволить себе куда более откровенные высказывания, и президент не отказывает себе в этом маленьком удовольствии.

Но, судя по всему, привычка оказалась прилипчивой, и яркие фразы стали появляться и в других выступлениях Трампа. Так, весьма занятное интервью он дал телеканалу Fox News. Речь пошла о «китайской угрозе». Американский президент выражался как обиженная дамочка:

Китай воспользовался нашей страной экономически. Они пользовались нами, получая 500 миллиардов от нас ежегодно.

ТрамппД. Трамп.

 

Впрочем,

… этого не произойдет вновь. Я думаю, мы подпишем великолепную торговую сделку с Китаем. Мы выиграем!

Давайте посмотрим, действительно ли США может выиграть. А заодно и определим место России в этой игре с многомиллиардными ставками.

Судя по всему, в начале 2018 года Дональда Трампа сильно смутила новая статистика товарооборота Китая и США — именно после ее публикации раздались первые выстрелы «войны пошлин». А раз так, то и нам не мешает посмотреть на эти цифры. Не бойтесь, они простые и понятные. В принципе, можете пролистать эту главку, ее суть в том, что Китай намного больше продает на Запад, чем покупает там, а масштабы российской торговли на этом фоне незначительны.

Китай, США, Европа и немного России

Товарооборот — это общая сумма товаров, проданных обеими сторонами друг другу. Если определенная часть российской торговли формально ведется, например, через кипрские предприятия, то в Китае и США подобное хотя и практикуется, но не поощряется, так что цифры можно считать более-менее точными. Так вот, за один только 2017 год американо-китайский товарооборот вырос сразу на 15% и достиг 600 миллиардов долларов. Для сравнения, это больше всего консолидированного российского бюджета (суммы федерального, региональных и местных бюджетов).

доллары

Это самый большой в мире товарооборот между двумя суверенными государствами. Но нюанс его в том, что он чрезвычайно однонаправленный, это скорее «товаропоток», чем «товарооборот», ибо оборота почти нет. Положительное сальдо (то есть превышение продаж над покупками) составляет для Китая 276 миллиардов долларов. Несложно подсчитать, что Китай продает американцам товаров и услуг на сумму почти в три раза бо́льшую, чем покупает у них. Не на 500 миллиардов, о которых говорил Трамп, но около того.

Китай — второй по значимости торговый партнер США после Евросоюза, с которым американцы торгуют, по данным статистиков, на 631 миллиард евро в год, а по словам председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера, и вовсе на триллион. Данные о сальдо разноречивы, в целом оно в пользу Евросоюза, но не более чем на 100 млрд евро.

Ну и для полноты картины проведем третью линию этого треугольника. Китай и Евросоюз наторговали между собой, по разным оценкам, на 540-650 миллиардов долларов. Китай продает в Европу в 1,6 раз больше, чем покупает там.

Россия и хотела бы стать четвертым углом в этой фигуре, но пока не может — не те масштабы экономики. С Китаем мы торгуем на 87 миллиардов долларов (отрицательное сальдо девять миллиардов), с США — на 23 миллиарда (отрицательное сальдо два миллиарда). С Европой отношения, конечно, поближе: товарооборот 246,5 млрд долларов (спасибо потокам горючего), положительное сальдо около 60 миллиардов.

Китай с пистолетом у виска

Но вернемся к «большим игрокам». Китайская сторона прекрасно понимает, что Европе и США не слишком нравится ситуация, когда на Запад идет поток товаров, а на Восток — честно, в поте лица напечатанные деньги. Поэтому китайские товарищи сами (!) предлагают способы выравнивания сальдо. Главное их предложение — отменить ряд давно действующих запретов на продажу в Китай высоких технологий. Ребята, вы сами себя ограничиваете, как бы говорит товарищ Си. А в The Wall Street Journal полтора года назад была объемистая статья на эту тему, где доказывалось, что вообще важен объем торговли, а не сальдо. Сложным образом автор пытается доказать, что отрицательный баланс — следствие низкой нормы сбережений, а «низкая норма сбережений в США — следствие большого бюджетного дефицита и того, что американские домохозяйства живут не по средствам».

Как это связано с тем, что придуманные в США айфоны производятся в Азии, автор не уточняет. Что, впрочем, и понятно — зовут этого американского экономиста не John Smith, а Yukon Huang. Глобализация, знаете ли…

Хуанг

Yukon Huang.

 

Трамп, как мы знаем, увещеваниям господина Хуаня не поверил, делиться высокими технологиями тоже не стал, а попросту взял да и поднял ввозные пошлины на товары из Китая — не на все, но почти на половину, объемом 200 миллиардов долларов в год. Пошлина — 10% вместо прежних 0-5%, а с 1 января составит 25%, то есть четверть цены товара приходится отдавать на таможне в пользу бюджета США. Деньги эти, разумеется, будут потрачены на развитие американского производства, утверждает Трамп.

Другой вопрос, что стоимость труда и части ресурсов в Китае настолько ниже, чем в США, что и такой размер пошлин не является запретительным, хотя, конечно, снижает и прибыль китайских производителей, и привлекательность их товаров на американском рынке.

Следующим шагом, предупреждают США, станет введение аналогичных пошлин на остальные товары. Симметричная мера американцев не волнует — их экспорт в Китай, конечно, значим, но невелик.

Как видим, артподготовка ведется одновременно с двусторонними переговорами. В Китае, правда, эту логику не очень одобряют:

Китай не собирается вести переговоры, когда к его голове приставили пистолет,

— говорят пекинские источники.

Забавнее всего то — и об этом предупреждал господин Хуань, — что в результате американских санкций юань падает относительно доллара, и экспорт китайских товаров в США становится еще выгоднее!

юань

 

За счет России

Но каким должно быть торговое соглашение, ради достижения которого Штаты идут на откровенный шантаж?

Понятно, что переговоры ведутся негласно, но по ряду высказываний обеих сторон понятно, что США требуют заметного увеличения закупок своей продукции Китаем. Это касается оружия, энергоресурсов, говядины, ряда других товаров. Также США требуют открыть китайский рынок для американских банков, внести изменения в законы об интеллектуальной собственности и строго соблюдать санкции, введенные Штатами против Ирана и России (о Северной Корее разговора нет — она во многом существует на китайские средства, и от поддержки Кимов Пекин отказываться не намерен).

Таким образом, бо́льшая часть претензий США к Китаю носят не столько проамериканский, сколько антироссийский характер! На рынке оружия мы — прямые конкуренты. Энергетика? Мы тянем трубу за трубой в сторону Китая. Санкции? Мы-то рассчитывали, что именно азиатские банки помогут нам после ухудшения отношений с западными.

Таким образом, давлением на Китай Трамп убивает двух зайцев: собирает голоса небогатых белых работяг-американцев, недовольных засильем китайских товаров, и ухудшает экономическое положение России. Причем Китай последнее обстоятельство явно не волнует: да, ему нужна дешевая российская нефть, но отстаивать наши интересы за этими пределами он не станет. И здесь встает вопрос: как, собственно, вести себя в этой ситуации России?

Собственная гордость

Есть такая трусливая, русофобская позиция: раз Россия потеряла расположение США, она должна немедленно начать лизать все срамные места еще кому-нибудь сильному, например, Китаю, иначе мы останемся совсем без союзников. В этом контексте русские рассматриваются как какие-то беспомощные овцы, мечущиеся от волка к дракону в надежде на чью-нибудь милость.

Росссия

 

Но есть и другая точка зрения, исключающая унизительные зоологические сравнения: Россия — великая страна, русские — великая нация, ничем, кроме численности, не уступающая американцам и китайцам, а значит, и не нуждающаяся ни в чьем покровительстве. У нас одна из немногих стран, способных к полной автаркии (самообеспечению при нулевом импорте), мы — мировые лидеры в производстве целого ряда вооружений, мы обладаем внушительным ядерным арсеналом и вкладываем значительные средства в повышение обороноспособности, хотя, конечно, и не без нелепостей типа возвращения господина Сердюкова в военную промышленность.

Россия может и должна в свою очередь доводить до Китая понимание того, что игнорировать наши интересы нельзя. Каждая уступка Пекина Вашингтону, являющаяся ударом по Москве, должна встречать четкую и недвусмысленную реакцию нашей стороны. Потому что чем дальше мы молчим, тем легче нас воспринимают как разменную монету в переговорах больших дядь. Когда на очередном раунде таких переговоров ради очередной «окончательной» отмены высоких пошлин Китай согласится перейти полностью на американский газ вместо российского, будет поздно.

 

Источник: Царьград

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *