Уже более полувека за океаном каждую четвертую пятницу ноября покупатели сорят деньгами, приобретая товары с большими скидками. С 2013 года «Черная пятница» обосновалась и в России. О чем нужно помнить любителям распродаж, чтобы не потратиться впустую?
Немного истории
«Черную пятницу», как известно, придумали в США. Старт глобальных распродаж приходится на следующие сутки после Дня благодарения, причем эта традиция берет начало еще в XIX веке. Свое современное название «Черная пятница» получила в 1966 году в Филадельфии, где ее таким образом окрестили за колоссальные автомобильные пробки на дорогах. Уже потом было придумано еще одно обоснование для термина Black Friday, основанное на словосочетании in the black, которое в бухгалтерии означает положительный баланс.
С развитием интернета и онлайн-продаж появился еще один «праздник шопоголика» – киберпонедельник, следующий сразу за уик-эндом распродаж. В результате у многих ритейлеров, имеющих интернет-магазины, все вышеперечисленное слилось в единый Black Friday Weekend, продолжающийся с четвертого четверга ноября по следующий понедельник. Именно этот период учитывают аналитики, подсчитывая потраченные покупателями деньги.
Выгода выгоде рознь
Казалось бы, именно 23 ноября интересы продавцов и покупателей должны совпадать максимально: одни хотят выгодно продать, другие – как можно выгоднее купить. Однако слово «выгода» здесь общее далеко не всегда. Повсеместно ритейлеры искусственно завышают цены перед «Черной пятницей», а потом делают пресловутую «скидку». Психология потребителя, на которую все и ориентировано, зачастую не позволяет трезво оценивать как адекватность «спецпредложения», так и вообще необходимость покупки того или иного товара.
Накануне предрождественского периода распродаж проводятся традиционные опросы, целью которых становится выяснение отношения покупателей к «Черной пятнице». Их результаты весьма любопытны и в то же время нередко противоречат друг другу. Так, согласно исследованию Black Friday Global, почти половина (49%) граждан России собираются что-либо приобрести в рамках этих акций. Это на 13% больше, чем в 2017 году.
С другой стороны, опрос аналитического центра «1C-Битрикс» показал, что 60% респондентов не собираются совершать покупки в «Черную пятницу», при этом три из четырех опрошенных вообще не верят в честность продавцов, заманивающих покупателей скидками от 40 до 90%. К слову, все, что меньше, считается «обычной» скидкой, которую на ценниках можно увидеть и в любой другой день.
Семь раз подумай, один – купи
Из года в год эксперты составляют инструкции и дают советы, как не оставить месячную зарплату в торговом центре, тем более что иметь на руках для этого ее совсем необязательно, ведь есть кредитные карты. Мы выделили для вас самое главное.
- Необходимо понимать, насколько адекватна исходная, «доскидочная» цена. Проверить ее можно с помощью агрегаторов товаров в Сети. Все магазины, реализующие продукцию известных брендов, не могут сговориться одновременно, поэтому у большинства из них вы сможете почерпнуть информацию о «реальной» исходной цене.
- Постарайтесь максимально конкретно обозначить ту сумму, которую планируете потратить.
- Очень важно составить для себя список, состоящий из двух частей. В первую включите те позиции, которые вам действительно нужны. Эти товары вы купили бы в любом случае, просто сейчас есть возможность сэкономить. Во вторую – то, что можно приобрести, но только если исчерпана первая часть списка, а свободные средства еще остались. Этот метод позволит минимизировать число ненужных покупок. Необходимо помнить, что, приобретая бесполезный товар (даже если была честная скидка), вы не экономите, условно говоря, 50% от цены, а тратите 50% от нее.
- Наиболее эффективной является «долгоиграющая» экономия. Если перед вами встал выбор: купить красивую блузку со скидкой 50% или бутылку вина за полцены, выбирайте первый вариант.
- Не секрет, что подавляющее число покупок, особенно в дни любых акций, совершается импульсивно. Людям, которые знают за собой такую особенность, рекомендуется водить с собой вечно сомневающегося друга или подругу, кого-то из родственников.
- Если вы делаете покупки через интернет, возьмите за правило делать 15-минутную паузу между добавлением товара в «корзину» и оформлением заказа. Если за это время желание сделать покупку не уменьшилось, а значимые сомнения не закрались к вам в голову, то, скорее всего, эта покупка вас действительно не разорит.
- В дни распродаж стоит обратить внимание прежде всего на так называемые высокомаржинальные товары, поскольку в розничной торговле накрутка на них может достигать 200%. В первую очередь это одежда, игрушки, различные аксессуары, а также мелкая бытовая техника. В отличие от дорогих «айфонов» и прочих гаджетов, изначальная накрутка на них выше обычного плюс поставщики ради увеличения объемов продаж снижают закупочные цены перед Новым годом. Потому и скидки могут быть реальными и ощутимыми.
- Не стоит пренебрегать покупкой в зарубежных интернет-магазинах с глобальной доставкой. Речь не только об AliExpress и других китайских площадках. В eBay или Amazon вполне можно найти то, что нужно, причем скидка, скорее всего, будет реальная. Все чаще интернет-магазины вводят систему, благодаря которой можно отследить историю цены того или иного товара.
- Вместе с тем будьте осторожны с большими скидками на электронику, особенно на смартфоны. Под видом дорогой и мощной модели вам могут прислать аналог с намного более слабыми характеристиками. Доказать что-либо, особенно при покупке у малоизвестной конторы, будет крайне проблематично.
* * *
Накануне каждой «Черной пятницы» миллионы людей читают советы по рациональному поведению – и практически все забывают о них в день распродаж. Не повторяйте эту ошибку. И удачных вам покупок!
Источник: Царьград