Запрос на справедливость с экологическим подтекстом. Протесты в России могут начаться в малых городах.
В воскресенье в двадцатиградусный мороз на улицы Челябинска вышли около тысячи человек, требовавших от губернатора Дубровского прекратить отравлять город промышленными выбросами и заваливать мусором. Поводом стали заявления на одном из центральных телеканалов о том, что экологические проблемы Челябинска — это лживые выдумки оппозиции. Проблема экологии и вывоза бытовых отходов, на которую власти не обращают должного внимания, стала за последние годы одним из самых главных раздражающих факторов в регионе.
Местные активисты связывают происходящее с «нежеланием» чиновников на местах контролировать деятельность заводов и компаний, ответственных за вывоз мусора. Жителей области не слышат: в ответ на многочисленные обращения чиновники рапортуют об «улучшении ситуации», и экологическая проблема постепенно становится политической.
Российские свалки по площади занимают территорию, на которой можно разместить Швейцарию — около четырёх миллионов га. В стране захоронено около 82 млрд тонн твёрдых бытовых отходов. И их ежегодный прирост достигает 10% — только на легальные мусорные полигоны приходится примерно 50 млн тонн бытовых твёрдых отходов. Объёмов химических и других промышленных отходов точно не знает никто. В год мусором засыпаются участки земли, равные суммарной площади Москвы и Санкт-Петербурга. Неудивительно, что страна начинает задыхаться от ядовитых выбросов.
Массовое отравление
Протест против несправедливости — так можно охарактеризовать митинги и пикеты в российских городах. Ситуация начала резко ухудшаться после назначения на пост губернатора Подмосковья Андрея Воробьёва в 2013 году. Жители сразу нескольких районов Московской области стали жаловаться на ядовитые выбросы со стороны мусорных полигонов. В ряде случаев ПДК по выбросу вредных веществ превышала норму в 40 раз. Но подмосковный губернатор, как впоследствии и его коллеги из других регионов, лишь делал вид, что пытается решить проблему. Изменить ситуацию не смогло даже вмешательство мэра Москвы Сергея Собянина, который потребовал прекратить отравлять восток и юго-восток столицы «мусорным ветром» из Балашихи и Люберец. В этих районах до сих пор по нескольку раз в неделю жители задыхаются от зловония.
Однако серьёзные выступления начались в 2018 году. Первые, в начале года, против того же губернатора Воробьёва, которого за несколько недель до того угощал медовой пастилой Владимир Путин. «Губермусора», как чиновника называют в Московской области, забросали снежками возмущённые родители отравившихся детей. После этого по стране прокатилась целая волна протестов: Тамбов, Екатеринбург, Нижний Новгород, Волгоград, Архангельск.
В Архангельске власть решила под покровом ночи создать мусорный полигон. От жителей скрывали, что московские отходы будут свозиться в область, и мусор начали привозить грузовики без номеров, втайне от жителей. Губернатор Орлов обманывал население. И на улицы в знак протеста вышли десять тысяч человек, — комментирует происходящее политолог Никита Исаев. — В Челябинске, где все, казалось бы, махнули рукой на экологическую проблему, заявление на телеканале “Россия 1” возмутило людей. Они, несмотря ни на что, вышли на митинг. В итоге 3 февраля в России объявлено днём экологического протеста. Люди уже выходят на улицы против несправедливости.
Именно против несправедливости, по мнению экспертов, сегодня многие готовы выходить на улицы и требовать решения экологической проблемы. Отравляющие выбросы, накрывшие фактически все крупные города России, теперь воспринимаются людьми не как последствия халатности и коррумпированности чиновников, а как попытка рядовых граждан добиться их права на нормальную жизнь.
Малые города могут «сдетонировать»?
На фоне возмущения пенсионной реформой, ростом цен и наглым поведением чиновников экологические вопросы стали восприниматься как ещё одно подтверждение социальной несправедливости.
Экологическая тема является одной из ключевых. В этой сфере всё находится в крайне запущенном состоянии. Связано это с уровнем коррупционного влияния регионального бизнеса и властей. Предприниматели и чиновники договариваются друг с другом, и все структуры буквально коррозированы коррупцией, — считает политолог Сергей Марков. — Мы видим два вида протестных процессов: в крупных городах, где с ними связан средний класс, ориентированный на постматериальные ценности, и в маленьких городах, где всё иногда очень запущенно. И поэтому в большом городе на улицы могут выходить несколько сотен человек, а в пятнадцатитысячном городке, если происходит что-то серьёзное, выходят пять тысяч человек. То есть всё взрослое население.
Сегодня в России перерабатывается около 40% промышленных отходов и меньше 10% — бытовых. Вместо 700-800 мусороперерабатывающих заводов и порядка 200 мусоросортировочных комплексов в России лишь 40 мусоросжигательных, 243 мусороперерабатывающих завода и 53 мусоросортировочных комплекса. Выбросы промышленных предприятий фактически не контролируются.
Крупные города, особенно в ненастную погоду, накрывают облака ядовитого смога. Мониторинг ситуации если и ведётся, то настоящие цифры от граждан скрываются. Данные по той же мусорной проблеме у Росприроднадзора есть лишь за 2016 год. При этом в их достоверности сомневаются и в Счётной палате, и в Генпрокуратуре. Если Росприроднадзор подсчитал, что за год в России скопилось 5,43 млрд тонн отходов, то по данным контрольно-счётных органов, лишь в 36 регионах страны из 85 объём отходов был занижен в отчёте ведомства в 10 раз. А генеральный прокурор Чайка уже несколько раз заявлял о фактически полном отсутствии санитарного контроля на мусорных полигонах в Марий Эл, Дагестане, Тыве, Приморском крае, Курганской и Тульской областях.
Именно с небольших городов и посёлков могут начаться протестные выступления не только против экологической, но и против социально-экономической политики властей.
До недавнего времени эти два типа протеста отчётливо разделялись. Центральные СМИ вбили в сознание людей установку: против власти — значит, за врагов России. Но уже сейчас граница между политикой, экономикой и экологией размывается. Протестные выступления сегодня могут быть направлены и против районных или областных чиновников, и против правительства страны.
Источник: Царьград