Вторая за неделю встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко в Кремле указывает на то, что отношения между Россией и Белоруссией в ближайшее время должны измениться коренным образом

Перед началом переговоров президент России, обращаясь к своему белорусскому коллеге, сообщил, что, согласно достигнутым ранее договорённостям между Москвой и Минском, создаётся рабочая группа по дальнейшему развитию взаимных экономических связей.

Лукашенко, в свою очередь, выразил благодарность Путину за приглашение в Москву, пошутив, что «надоели друг другу, но, наверное, никогда друг другу надоесть не сможем, потому что есть вопросы, которые надо обсуждать, это наша работа».

Под «работой» белорусский лидер, скорее всего, подразумевал финансовые претензии Минска к Москве. После так называемого «налогового манёвра» изменилась структура налогообложения нефтяного сектора. Если раньше налогом облагался экспорт, то теперь – добыча. В рамках ЕАЭС Белоруссия покупала нефть по внутренним, а не по экспортным тарифам, а это значит, что налогом на экспорт такие сделки не облагались. Теперь же, когда нефтяники платят налог на добычу, цены для Белоруссии выросли.

Минск оценивает свои потери в 2019 году в 383 миллиона долларов. Москва, в свою очередь, готова выдвинуть целую серию встречных претензий к партнеру.

 

Давняя обида

По словам члена Совета по межнациональным отношениям при президенте России Богдана Безпалько, за действиями белорусского лидера просматриваются давние обиды на Москву:

Лукашенко хотел в своё время возглавить союз России и Белоруссии. Я думаю, никто не стал бы против этого возражать в 90-е годы – в эпоху Ельцина, в эпоху разрухи. Я и сам бы против этого не возражал. Но после того, как он понял, что данный путь развития событий невозможен, он стал делать ставку на экономический и, постепенно, уже и национальный сепаратизм. То есть получение максимального количества экономических бонусов от России и при этом постоянное декларирование своего суверенитета и независимости.

 

Дорогой друг

В период с 2005 по 2015 год Белоруссия получила от России более 106 миллиардов долларов. Огромная сумма, учитывая, что в 2017 году ВВП бывшей союзной республики составил менее 58 миллиардов. В обмен на это Москва получила в лучшем случае нейтралитет Минска по целому ряду принципиальных для России вопросов. Под разными предлогами Лукашенко постоянно отказывает в каких-либо политических действиях со стороны своей страны, которые в Москве хотели бы увидеть.

Лукашенко

А. Лукашенко

 

Например, даже речи не идёт о признании Южной Осетии и Абхазии, признании Крыма частью российской территории, направлении в Сирию хотя бы символического контингента, например, группы врачей. По-прежнему не решён вопрос о размещении российской военной базы на белорусской территории.

По мнению Безпалько, на этом фоне требования компенсации за налоговый манёвр со стороны белорусского руководства выглядят абсурдно:

Это изменения нашего внутреннего законодательства. Мы у себя внутри меняем законы по отношению к тем, кто добывает здесь, у нас, нефть, кто её потом продаёт. Это всё равно, что если бы мы стали требовать компенсации у другой страны за то, что в ней изменили внутриналоговое законодательство. Например, в Бразилии изменили налоговое законодательство, у нас есть с ней экономические отношения. Мы начинаем требовать от неё компенсацию.

Лидеры постсоветских стран во взаимоотношениях с Москвой вообще ведут себя парадоксально. Например, Лукашенко признавал на одном из всебелорусских собраний, что государственные предприятия приносят очень небольшую прибыль, то есть управляются неэффективно. И, соответственно, Белоруссия превращается в «чёрную дыру» с экономической точки зрения – чтобы поддерживать «дорогое» социальное государство и неэффективное постсоветское производство, нужно постоянно находить внешние источники финансирования. Другого способа сохранить власть у Лукашенко попросту нет.

Безпалько отмечает, что для достижения своих целей белорусский лидер не гнушается шантажом:

Поскольку Россия не может больше вкладывать масштабные средства в Белоруссию, это просто нерационально, то, соответственно, Лукашенко начинает её шантажировать. А шантажирует он Россию очень простым способом – угрожает, что Белоруссия выйдет из Евразийского экономического союза, что она развернется на Запад и так далее.

союз

Иными словами, за последние годы Россия вложила больше 100 миллиардов долларов не в союзное государство и его народ, а в поддержание на плаву лидера родом из СССР. Вместо того, чтобы финансировать культурные и образовательные обмены, заниматься продвижением пророссийской позиции среди населения, Москва годами накачивала ресурсами тех, кто не готов жить с ней в рамках одного государства.

В отличие от России, Запад адресно работал с людьми, принимающими решения на местах, а также поддерживал различные националистические и радикальные группы, наподобие тех, что пришли к власти на Украине и в результате переворота 2014 года. Если мы не хотим повторения «майданного» сценария ещё в одной стране Русского мира, уже сегодня надо принимать самые решительные меры. И перенаправление потоков ресурсов с элит непосредственно на белорусский народ – одно из самых верных решений.

Источник: Царьград

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *