Силовики задержали угонщика, потребовавшего от экипажа самолёта “Аэрофлота” лететь в Афганистан. Сделать это удалось после того, как пилоты “захваченного” борта пошли на риск и поступили как коллеги из СССР, пережившие подобные ситуации. “Чётко обманули”, – комментируют источники с места событий.
Пассажир рейса Сургут – Москва авиакомпании “Аэрофлот” во вторник, 22 января, потребовал развернуть самолёт в воздухе и лететь в Афганистан. Сервис FlightRadar подтвердил сообщения источников о нештатной ситуации на борту, однако пока официальные ведомстве не подтвердили факт воздушного терроризма.
На момент написания заметки борт совершил посадку в аэропорту Ханты-Мансийска, а силовики задержали потребовавшего изменения маршрута пассажира. В сообщениях с места событий он назван не угонщиком или террористом, а “хулиганом”. Как уточняется, оружия при нём не обнаружено, зато алкогольного опьянения — в избытке.
По данным источников, благополучному разрешению ситуации во многом послужили грамотные действия пилотов, которые сообщили угонщику, что для полета в Афганистан самолёту требуется дозаправка. “Чётко обманули”, – прокомментировал один из собеседников.
Ряд СМИ назвал имя пассажира, действия которого вызвали экстренную посадку. Как утверждается, это некий Павел Ш., который ранее неоднократно задерживался за пьяные дебоши. Осведомленные источники полагают, что он может быть психически неуравновешен.
В новейшей истории России было несколько случаев угона самолетов. Один из самых громких произошел в 2001 году, когда трое выходцев из Чеченской Республики захватили борт “Внуковских авиалиний” после вылета из Москвы и потребовали вместо Стамбула лететь в Саудовскую Аравию. Тогда на борту находились 174 человека.
После того как пилоты совершили посадку в Медине на дозаправку, террористы изменили условия. Сначала они потребовали лететь в Афганистан, затем стали угрожать взорвать бомбу. В итоге саудовский спецназ взял самолет штурмом. Один из террористов был убит. Также погибли пассажир – гражданин Турции и бортпроводница Юлия Фомина.
Павел Ш
Несколько громких угонов самолётов были совершены ещё в СССР. Тогда сразу в нескольких случаях пилоты поступали так же, как теперь экипаж “аэрофлотовского” Ту-154 – обманывали террористов, говоря о необходимости дозаправки. Именно это позволяло переломить ситуацию.
Например, такой случай произошел 24 сентября 1990 года. Пассажир самолёта, выполнявшего рейс Ленинград-Москва угрожал взорвать бомбу и потребовал лететь в Швецию. Его уговорили разрешить пилотам сесть в Архангельске якобы для дозаправки. Во время переговоров, которые проходили уже на земле, угонщик отпустил заложников и сдался сам. Спустя две недели ситуация повторилась на борту рейса Новгород-Ленинград. В этом случае угонщика также обманули, указав на необходимости дозаправки. Самолёт сел в Хельсинки, угонщик попросил политического убежища. Им оказался инвалид II группы по психическому заболеванию.
Сколько захватов – столько вариантов
Полковник в отставке подразделения “Альфа” Центра специального назначения ФСБ Виталий Демидкин, который лично участвовал в штурме трёх захваченных самолетов, в разговоре напомнил, что в таких случаях экипажам гражданских судов требуется прежде всего, не раздражая захватчика, выполнить его требования по изменению маршрута. При этом пилотам требуется получить разрешение от “земли”, чтобы самолет не сбили при нарушении выделенного воздушного коридора. По возможности экипажи инструктируют возвращаться в ближайший аэропорт, не пересекая российских границ.
“Идём на какие-то требования террориста, а на самом деле стараемся тянуть время. И получать команду из центра. Затем вызывать специалистов, которые штурмовали самолёт неоднократно. Если не удастся довести переговоры до логического завершения, то есть так, чтобы без жертв, тогда уже, конечно, переходить к более жёстким мерам. Штурмовать”, – пояснил эксперт порядок действий.
По словам Демидкина, отличить “на глаз” реального террориста от “шутника” возможно не всегда. Теоретически у него может быть керамический пистолет или нож, которые не определяются во время досмотра.
Определённого шаблона, по которому должна действовать группа захвата, для таких случаев не существует, говорит полковник. “Даже взять элементарный аппендицит, который в древние времена оперировался за 14 секунд, сейчас немножко по-другому и у каждого больного протекает по-своему. Здесь то же самое. Захват, освобождение — сколько больных, столько и болезней. Сколько захватов, столько и всевозможных вариантов, предугадать очень сложно. Порой группе, которая освобождает, приходится действовать по обстановке и с листа. Где-то в движении самолёта, где-то при остановке, где-то в полёте обезвреживают террористы, где-то на ранней стадии. Вариантов полно”, – уточнил он.
Тем не менее, напомнил “альфовец”, все эти сценарии сводятся к тому, чтобы минимизировать потери. ” Когда мы штурмовали в Тбилиси, так у нас половина вооружений была с резиновыми пулями. Я думаю, и сейчас делается всё возможное, чтобы не один заложник не пострадал.”, – вспомнил он об одной из спецопераций.
Источник: Царьград