В российском истребителе пятого поколения Су-57 применён ряд революционно новых технологий, которые качественно отличают его от подобных моделей, имеющихся на вооружении США и Китая. Это, например, новые системы управления вектором тяги и гиперзвуковое вооружение, а также РЛС, состоящая из пяти локаторов с активной фазированной антенной решёткой (АФАР), распределённых по фюзеляжу и крылу самолёта.

В составе российских ВКС есть истребитель, считающийся одним из самых мощных в мире – это истребитель завоевания превосходства в воздухе Су-35С поколения “4++”. Но Су-57 по своим возможностям намного его превосходит, и одной из новых технологий, которой уделяется относительно мало внимания и которая может существенно изменить выживаемость самолёта в ближнем воздушном бою, является система направленного инфракрасного противодействия или DIRCM – Directional Infrared Countermeasures System.

Су-57, как и другие самолёты пятого поколения, такие как американский F-22 Raptor, оснащён датчиками обнаружения запуска ракет для предупреждения о возможных ракетных атаках противника. Однако, в отличие от «Раптора», в состав оборудования Су-57 входят лазерные турели оптико-локационной системы самолёта, предназначенные для ослепления атакующих ракет с инфракрасными головками самонаведения. Этот бесценный актив российского истребителя даёт возможность как поддерживать воздушно-десантные операции, так и преодолевать противовоздушную оборону противника, и является превосходным дополнением к его сверхманёвренности.

Турели DIRCM устанавливаются как сзади, за кабиной лётчика, так и снизу под кабиной. Ранее такие системы были применены на более крупных военных самолётах, таких как американский транспортный C-17, но их миниатюризация и оснащение относительно небольшого по размерам истребителя, совершенно беспрецедентны.

Турель DIRCM

 

ВКС РФ уже имеют подобные системы на крупных вертолётах, но они намного крупнее того, чем оснащён Су-57. Такие системы считаются особенно эффективными против ракет с инфракрасным наведением, таких как американская AIM-9 класса “воздух-воздух” или ракета 9K32 ПЗРК “Стрела-2”. Российский опыт противодействия ПЗРК с инфракрасным наведением, которые имеются у джихадистов в Сирии, даёт мощный стимул для оснащения своего перспективного боевого самолёта адекватными контрмерами против таких атак.

Лазерные турели оптико-локационной системы самолёта Су-57

 

Однако противодействие ПЗРК, ракеты которых сильно ограничены по высоте, является второстепенной задачей. Тот факт, что турели DIRCM установлены как на верхней, так и на нижней поверхности фюзеляжа, указывает на то, что их цель заключается в возможности перехвата атак как с воздуха, так и с земли. Конструкция Су-57 в значительной степени основана на концепции, что высокая манёвренность, малая эффективная площадь рассеяния (ЭПР) и современные контрмеры в области радиоэлектронной борьбы позволят ему уклоняться от ракетных атак на больших расстояниях и самому атаковать как на ближних, так и на дальних дистанциях.

Способность ослеплять вражеские ракеты с головками инфракрасного наведения является особенно ценной, поскольку такие ракеты применяются наиболее часто в ближнем воздушном бою, когда ракеты с радиолокационным управлением ограниченны в использовании. Примерами ракет ближнего радиуса действия с инфракрасным наведением являются американская AIM-9X, британская AIM-132, израильский Python-5 и советская Р-73 – последняя имеется на вооружении нескольких стран в Восточной Европе: в Польше, Словакии и на Украине.

Су-57

 

Таким образом, возможность нейтрализовать ракеты “воздух-воздух” с инфракрасным наведением и сверхманёвренность дают Су-57 огромное преимущество в ближнем бою – то, чего нет ни у одного из конкурирующих истребителей в мире.


Источник: aviation21

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *