В последние годы США и другие страны проявляют всё возрастающий интерес к арктическому региону. И это не удивительно. Арктика – последний регион планеты, статус которой окончательно не определён.

Зато в этой части мира, только по предварительным оценкам, залегает свыше 5 млрд тонн условного углеводородного топлива, которое просто вопиет, чтобы его добыли, переработали, продали и получили сверхприбыль.

Раньше-то, ещё какие-то 30 лет назад, вокруг Арктики копья никто особо не ломал по причине значительной толщины её ледяных оков, которые не мог преодолеть даже атомный ледокол.

Теперь же, с началом эпохи очередного потепления климата, арктические льды и вечная мерзлота субарктических территорий отступают, открывая доступ к заветным кладовым углеводородов. Ну, и технологии добычи полезных ископаемых все эти годы тоже на месте не стояли.

Потенциал добычи углеводородов на арктическом шельфе

 

В качестве вкусной добавки, морской арктический пояс вблизи от берега представляет собой удобный и укороченный транспортный коридор из Европы, и даже из США с Канадой, в Юго-Восточную Азию. И не только для перевозки товаров, но и для прохода боевых кораблей. При наличии мощного ледокольного флота, конечно же.

Пока был жив СССР, Арктика была условно поделена на секторы, по сходящимся к полюсу меридианам, проходящим по касательной через восточные и западные границы приарктических государств. При таком раскладе, наиболее богатыми владельцами арктических территорий становились СССР и Канада, и даже маленькая Дания была не в обиде, поскольку принадлежащий ей гигантский остров Гренландия позволял откусить третий по величине кусок арктического пирога.

Раздел Арктики по секторам

 

Смена геополитической и климатической ситуации в мире, а также всё возрастающие потребности человечества в ископаемом топливе подтолкнули мир к началу пересмотра секторального раздела Арктики.

В дело вступил Международный договор о морских границах, где на первое место выступала протяжённость шельфа, то есть, непрерывное продолжение берега отдельно взятого государства, покрытого водой.

И вот тогда-то мир узнал о таких явлениях, как хребет Ломоносова, возвышенность Менделеева, Чукотское плато и другие географические термины, ранее слух не мозолившие.

Картинка, хорошо показывающая, кому принадлежит значительная часть арктического шельфа

 

Сложность, однако, заключалась в том, что претендентам на арктический шельф требовалось провести сложные геолого-разведывательные и картографические исследования дна Северного Ледовитого океана, которые далеко не каждой стране по карману, предъявить их в ООН, а затем ждать решения высокой международной инстанции.

Российская заявка в ООН на внешние границы суверенного шельфа

 

Заявку на арктический шельф в ООН Россия впервые подала в 2001 году, но международный орган её завернул, сославшись на «недостаток исследовательских данных».

Однако Норвегия в 2010 году получила одобрение на свою долю арктического шельфа, потеснив Россию аж на 80 тысяч кв. км.

В 2013 году норвежцы объявили о том, что на принадлежащей им территории арктического шельфа были разведаны 2 млрд баррелей условных углеводородов на аппетитную сумму в $30 млрд. А это значит, что кладовая сокровищ Арктики оказалась намного богаче, чем того ожидали все заинтересованные стороны.

Успех к России пришёл, откуда не ждали: международное сообщество признало Охотское море её внутренним водоёмом со всеми вытекающими. С учётом того, что Охотское море справедливо называют «пещерой Алибабы» за хранимые им несметные ископаемые сокровища, признание его за Россией вызвало острую зависть и заставило поторапливаться претендентов на арктические вкусняшки.

Поскольку прецедентное право может сыграть роль и в споре за другие спорные территории. Например, за арктический шельф.

Спор настолько обострился, что даже великая держава Эстония заявила о своих претензиях на Арктику. А всё потому, что США, не признающие Международный договор о морских границах, а также ряд других государств, имеющих виды на Арктику, стремятся зажать приарктические страны в узкой полосе территориальных вод, объявив основные просторы Северного Ледовитого океана международными. Или, попросту, бесхозными. Подавая тем самым дурной пример и другим игрокам, включая грозных обитателей пространства под плинтусом.

Делёжка арктического пирога, оспариваемая другими игроками

 

При прочих разделах Арктики, секторальных, или по длине протяжённости континентального шельфа, США могли претендовать на скромный огрызок, что даже Норвегия могла бы смотреть на них свысока. А такое состояние дел, как нетрудно сообразить, ни в коей мере не могло удовлетворить амбиции «гегемона» на глобальное доминирование.

В «бесхозных» водах, понятное дело, расклад совсем иной. Главным становится тот, у кого наглости выше крыши и военно-морской флот позволяет не только откусить, но также прожевать и проглотить отхваченный кусок. И США тут явно удерживают пальму первенства. К сожалению.

Одновременно с задачей объявления арктических вод «бесхозными», американцы пробуют и другие варианты, вроде кажущихся эксцентричными предложениями Дании продать Гренландию, с которой не только удобно осваивать богатства арктического шельфа, но также держать под прицелом российский Северный морской путь, а также контролировать запуски баллистических ракет ответного удара, чьи траектории обязательно пролягут над Северным полюсом.

Так вот, недавний инцидент с вторжением американского эсминца УРО «Джон Маккейн» в залив Петра Великого, что входит во внутреннее Охотское море России, как раз является чем-то вроде «пробы пера» с одновременной демонстрацией американского пренебрежения к Договору о морских границах.

То есть, американцы неприкрыто намекают, что с тем же напором и наглостью они будут действовать против нас и в Арктике, наплевав на любые соглашения, в которых США не участвует.

Кстати, на каждый заход российских исследовательских судов в воды, которые США считает своими, но являющиеся нейтральными по международным меркам, в американской прессе и среди политиков поднимается жуткий вой, сводящийся к требованиям «наказать», «и чтобы неповадно было».

Пока что, для плезиру, США участвуют в захватывающей тяжбе за принадлежность подводного хребта Ломоносова. Россия, опираясь на собственные арктические исследования, утверждает, что хребет Ломоносова является подводным продолжением нашей Сибирской возвышенности.

Дания возражает, будто этот хребет ответвляется от принадлежащей ей Гренландии и, следовательно, является её продолжением, поскольку эта сторона хребта растёт именно отсюда. Канадцы на голубом глазу заявляют, что хребет Ломоносова приклеился, подобно бегемоту к лягушачьей заднице, к какому-то ничтожному островку в её территориальных водах.

Американцы, как всегда, выступают в перетягивании одеяла на себя краше всех. По их вескому заключению, хребет Ломоносова – ничейный. Оттопырился на дне океана сам по себе, и точка. Стало быть, с прениями пора закругляться и объявлять воды вместе с шельфом вдоль хребта интернациональными. А дальше, пущай каждый ловчит в меру своих возможностей и сообразительности.

Правда, как говаривала одна умная ворона из анекдота, выпендриваться в самолёте может тот, у кого есть такая возможность.

Новейший российский атомный ледокол “Арктика” на стадии испытаний

 

А мы-то знаем, что для проводки арктических конвоев любому из претендентов необходим мощный ледокольный флот, который есть только у России, включая новейшие атомные и боевые ледоколы.

Перспективный российский атомный ледокол типа “Лидер”

 

США при Трампе уже ведут подготовительные работы к закладке первого тяжёлого ледокола XXI века, который должен войти в строй через четыре года. По мнению специалистов из российской «Объединённой судостроительной компании», новые ледоколы США будут стоить в три раза дороже, чем их российские аналоги, и они будут пригодны для решения военных задач. Утверждается, будто американцы способны спустить на воду не менее четырёх тяжёлых ледоколов в ближайшие 7 или 8 лет, что сможет значительно усилить позиции США в Арктике.

Проект американского тяжёлого ледокола, закладка которого произойдёт в ближайшем времени

 

Ну, да, поживём – увидим.

Основной проблемой ледокольного флота США, которой объясняется его зачаточное развитие, является слабая заселённость и практически нулевая инфраструктура их арктического побережья. Если важнейший северный порт России Мурманск имеет население в 300 тысяч человек, большинство из которых работает в системе гражданского и военного судостроения и судоходства, то в самом густонаселённом арктическом посёлке США насчитывается от силы 5 тысяч обитателей, занятых преимущественно рубкой леса, охотой и рыболовством.

То есть, главный вопрос освоения Арктики для США заключается в развитии инфраструктуры и создании крупных населённых пунктов в прибрежной зоне Заполярья, чтобы оправдать существование мощного ледокольного флота. А такие дела и за десяток лет не провернёшь.

Однако не стоит слишком уповать на слабость позиций США в Арктике. В их распоряжении находится блок НАТО и в случае необходимости американцы вполне способны подписать для решения своих задач в регионе Канаду, Норвегию и Данию, чтобы осложнить России освоение арктического шельфа и проводку кораблей по Северному морскому пути. Во всяком случае, на западных и восточных его границах.

Правда и то, что Россия также имеет союзников, заинтересованных в стабильном арктическом транспортном коридоре, особенно среди государств Юго-Восточной Азии. Главным образом, это Китай и Южная Корея, хотя живой интерес проявляют и другие игроки, вроде Японии и даже Сингапура. Так что за Арктику мы ещё потягаемся!


Источник: politnavigator

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *