Пока чиновники и предприниматели объясняют СМИ свою правду, горожане с ужасом ходят по заваленным отходами дворам и улицам. Последние новости сегодня. Свежие новости.

Вслед за Подмосковьем, весной нынешнего года задыхавшимся от испарений мусорных полигонов, беда неконтролируемого накопления бытовых отходов пришла и на Урал. Мэрия Челябинска объявила режим повышенной опасности из-за отказа местных коммунальщиков вывозить отходы и стремительного накопления мусора в городских кварталах.

Решение было принято на заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям городской администрации. Если называть вещи своими именами, речь идет об объявлении чрезвычайного положения. Однако чиновники решили не пугать общественность и выбрали более обтекаемую формулировку.

ем не менее ситуация в городе от этого лучше не становится: жители сообщают о гигантских кучах отбросов, выросших на месте мусорных баков, а местные коммунальщики готовы начать войну с коллегами из других регионов, которых призвали «на помощь» городские власти.

«Что у вас за ситуация с мусором?» – спрашиваю в Сети челябинского знакомого. В ответ слышу закономерное: «Полный п…!». «В подробности вдаваться не хочется, но все завалено мусором. Вонь, грязь», – обрисовал ситуацию Александр, добавив, что ему пришлось оставшийся после дня рождения мусор оставить в сарае. «Потому что выкинуть некуда, – пояснил он. – Вокруг появились крысы».

За две недели до катастрофы

Челябинский кризис, как и многие другие катастрофы, стал результатом стремления к лучшему. Все начиналось как попытка навести порядок и привести состояние дел к норме. 10 сентября местный суд остановил работу предприятия «Горэкоцентр» – основного муниципального оператора коммунальных отходов. Иск против мусорщиков подала местная прокуратура, а основание для претензий дал тот факт, что сотрудники «Горэкоцентра» свозили отходы на полигон в Металлургическом районе города, не включенный в государственный реестр объектов размещения ТКО (твердых коммунальных отходов). То есть формально он является незаконной свалкой, расположенной к тому же в черте города.

Столь прекрасному решению можно было бы только обрадоваться, если бы не дальнейшие действия заинтересованных сторон. Закрытие полигона привело к тому, что коммунальным компаниям пришлось возить мусор на свалки, расположенные в Копейске, Полетаеве и у поселка Урефты. Издержки, транспортное «плечо» и расходы на вывоз многократно возросли. Бизнес начал нести потери.

Спор хозяйствующих субъектов

Примечательно, что ситуация с закрытием городского полигона не стала неожиданностью для заинтересованных сторон. Еще в середине августа коммунальщики просили мэрию повысить тариф на вывоз отходов, а 30 августа местное заксобрание приняло решение о субсидировании отрасли.

Казалось бы, никаких предпосылок к тому, чтобы решение суда превратилось в пролог городской катастрофы, не было. Однако через неделю после закрытия свалки компания «Горэкоцентр» перестала забирать мусор с контейнерных площадок. Также поступили и другие предприятия, обслуживавшие город. В результате всего за несколько дней Челябинск буквально утонул в мусоре.

Мы вышли на объемы, которые ранее выполняли подрядчики МУП «Горэкоцентр», а это примерно 50% всех отходов. Но в четверг, 20 сентября, другой оператор ТКО — ООО «Горэкоцентр+» – в одностороннем порядке расторг договоры и прекратил вывозить мусор с оставшихся в городе площадок. Правовую оценку их действиям даст прокуратура и контрольно-счетная палата,

– рассказал журналистам мэр Челябинска Евгений Тефтелев.

Городские власти выделили 14 миллионов рублей для экстренного вывоза отходов (сумма ничтожная – порядка 10 рублей на каждого жителя города) и обратились за помощью к специализированным компаниям Екатеринбурга, Магнитогорска, Златоуста, Миасса. Мусоровозы были вызваны даже из Кургана, Ханты-Мансийска и Саратова. Если они смогут работать круглосуточно, ситуацию удастся нормализовать примерно за 10 дней.

Впрочем, у бизнеса несколько иной взгляд на генезис проблемы. Так, Константин Смолин, руководитель ассоциации предприятий «Чистая среда», занимающихся утилизацией отходов, утверждает, что ответственность за ситуацию целиком и полностью лежит на чиновниках. По его словам, за неделю вывоза мусора на областные свалки коммунальщики «сожгли месячный запас топлива». Теперь они не то что не хотят вывозить мусор, а «физически не могут этого сделать».

Смолин также уточнил, что отмена платы за размещение отходов на свалках дает экономию всего в 300 рублей за тонну и не идет ни в какое сравнение с возросшими расходами на транспортировку мусора.

Коммунальная война?

С этим категорически не согласны в Министерстве природы – ведомстве, которое должно контролировать захоронение отходов.

То, что у перевозчиков нет денег на топливо, полная чушь, – заявил журналистам член межведомственного экспертного совета по отходам при Минприроды России Виталий Безруков. – Неделю они возили отходы в Полетаево, все всех устраивало. Но потом ряд компаний, аффилированных с несколькими коммерческими лицами, стали выступать за удорожание тарифа в четыре раза, чтобы получать сверхприбыль. Анализируя доходы компаний, а у некоторых они составляют от 200 до 500 миллионов рублей, говорить о финансовых проблемах не приходится.

Также Безруков заявил, что теперь в городе происходит массовая смена подрядчиков, на рынок заходят новые игроки. Правда, называть конкретные компании он отказался, пояснив, что недобросовестные предприниматели угрожают конкурентам проблемами, и дело доходит до обещаний устроить пожар и сжечь спецтехнику.

Так что не исключено, что скоро правоохранительным органам придется не только выяснять, чья бухгалтерия правдивее, но и расследовать перипетии войны между челябинскими и иногородними коммунальщиками.

Проблема национального масштаба

Чем бы ни закончились мусорные разборки в Челябинске, очевидно одно: России срочно пора решать вопрос неконтролируемого накопления мусорных отходов. Царьград ранее уже писал, что проблема достигла угрожающих масштабов, и очень скоро может превратиться в национальное бедствие.

К настоящему моменту в стране накоплено 35 миллиардов тонн твердых отходов. Ежегодно к ним добавляется еще 70 миллионов тонн. Свалками занято четыре миллиона гектаров. Это в четыре раза больше, чем площадь острова Кипр, и ровно столько же, сколько составляет территория Швейцарии. При этом в переработку отправляется всего 4–8% отходов, хотя значительная часть российского мусора вполне пригодна для изготовления вторичного сырья.

Правительство же пока не придумало ничего лучше планов построить сеть мусоросжигательных заводов и попытаться испепелить эти мусорные горы. Правда, экологи убеждены, что реализация этой идеи приведет к экологической катастрофе.

 

Источник: Царьград

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *