Сирийские курды предпринимают настойчивые действия по возвращению в политическое поле Сирии. Не исключено, что свою лояльность они продемонстрировали, сбив американский вертолёт.

Последние несколько недель в Сирии принесли ряд событий, мало заметных на фоне победоносных сводок из провинции Дараа.

Очень важные сигналы

Так, в городе Ракка курды подавили нацеленное против них восстание местных арабских племён вкупе с прежними союзниками из группировки «Суввар Ракка». А поскольку создание не курдских органов местной власти в некогда курдами захваченных районах было одним из пунктов политики американцев на востоке Сирии, масштаб события оказывается весьма значительным. Он означает выход курдов из негласного союза с США, где обе стороны использовали друг друга против третьих стран: американцы с помощью курдов на земле не пускали за Евфрат сирийское правительство, курды пользовались американской «крышей», чтобы дорваться до вожделенной независимости.

Кроме того, курды в лице контролируемой ими группировки «Сирийские демократические силы» (СДС) и правительство в Дамаске достигли соглашения о совместном управлении плотиной Табка. Это тоже в провинции Ракка. Шаг, с одной стороны, логичный и даже вынужденный: самой большой сирийской плотиной высотою в 60 метров и длиною в 4,5 км, построенной в 1973 году Советским Союзом, без специалистов управлять крайне сложно. И под фразы о принадлежности плотины всем сирийцам позвать туда правительственных специалистов – нормальный вариант. Но, с другой стороны, СДС – это не только курды, но и те же арабы, ассирийцы, армяне и прочие жители захваченных курдами земель. И сколотили их в один блок американцы, которые его доныне и контролируют. И потихоньку, исподволь пытаются курдов от власти отодвинуть. То же, что в Ракке и других местах – только на политическом уровне. И потому приглашение правительству принять контроль над плотиной – жест и знак политический.

А уже чисто курдские группировки в лице Рабочей партии Курдистана (PKK) и её боевого крыла YPG договорились с Дамаском поделить контроль над нефтяным месторождением «Аль-Омар» в провинции Дейр-эз-Зор. С экономической точки зрения там сырая нефть будет обмениваться на топливо, но красивым получился именно политический жест.

Наконец, пошли данные, что к тщательно скрываемой американцами катастрофе их вертолёта «Апач» под Хасаке оказались причастны курдские бойцы из «Отрядов народной самообороны». По информации Федерального агентства новостей (ФАН), которое сослалось на свой источник в сирийской правительственной армии, 17 июля, через 20 минут после взлёта вертолёта Apache американских ВВС с авиабазы в Аш-Шаддади боевая машина потерпела крушение, упав на землю. О потерях не сообщается, однако инцидент по определению считается серьёзным. О твёрдо установленной причастности курдов к этому делу говорить пока не приходится, но источники Царьграда в Сирии не исключают, она всё-таки имела место. Потому что факт, что такая информация всплыла в Дамаске, говорит о том, что её в столицу режима Башара Асада передали как сигнал. И как залог.

Тем более что такие же неизвестные люди обстреляли в Африне миномётным огнём готовившиеся к параду турецкие подразделения, и уже очень скоро выяснилось, что это были бойцы всё той же «народной самообороны».

Очень важный сигнал чего?

Если это всё звенья одной цепи, а не случайное совпадение событий – впрочем, случайными такие совпадения быть не могут, – то о чём сигнализируют курды?

Тут эксперты сходятся во мнении: о желании изрядно повеселившихся в политической «самоволке», но и изрядно в ней же прослезившихся, выманеврировать на такое политическое поле, где они не были бы со всех сторон обставлены, как волки, красными флажками. А такую относительную свободу может обеспечить только сирийское правительство со стоящими за ним русскими. Если, конечно, их о том убедительно попросить.

Потому что исходным пунктом для курдов всё равно остаётся достижение фактической независимости. В рамках ли автономии, Федерации, которую они провозгласили в марте 2016 года, или же в широком самоуправлении в так называемой сирийской Рожаве. Иллюзий тут питать не надо, убеждают эксперты: к полному возвращению к довоенному политическому положению курды всё ещё не готовы. В конце концов, они действительно воевали мужественно и яро, и без награды такая борьба остаться не может. Это просто не укладывается в головах у курдов.

Однако далее начинается политическая реальность. А кто их может вознаградить?

США. Да и курды – вообще не единые, надо подчеркнуть, и американских агентов влияния среди них немало – тур вальса с ними поддерживают. Получают оружие, получают боеприпасы. Вот только партнёр по танцу всё время наступает на ногу. Можно понять: его подталкивают турки. Причём грубо. Требуя от американцев свою «крышу» от курдов убрать. Что те нехотя, но вынуждены делать. Так они согласились с турецкой операцией по захвату курдского кантона Африн, а затем согласовали с турками общую политику по вытеснению курдов из кантона Манбидж. Что курды, в полном соответствии с логикой, признали предательством.

Про турок и разговора нет. Те как раз открыто говорят о своих планах вытеснить курдов с приграничных территорий вообще. А это значит, что американцы и далее будут уступать им, сдавая своих союзников. Не вознаградят курдов и нынешние ситуативные союзники по СДС. В этих местах, на Востоке вообще, прекрасно помнят и долго держат в памяти, кому изначально принадлежала та или иная местность, та или иная деревня. И потому курды и находятся сегодня в ситуации, когда вынуждены гасить недовольство, а то и восстания на захваченных ими землях, что требования вернуться в свои дома не утихают. И пример того, чем это кончится, рядом – в Ираке, где иракским курдам, тоже занявшими знатные объёмы территорий, пришлось в конце концов их очистить.

Так что остаётся только сирийское правительство. Тем более что оно давно выдвигает предложения по политическому урегулированию послевоенного статуса курдских территорий. И уже даже одним только решением признать курдов гражданами Сирии, а не перемещёнными лицами из Турции, выдать им сирийские паспорта Дамаск сможет курдов вознаградить.

Нет, конечно, этого им мало. Конечно, им хочется большего. Но, по крайней мере, в этом секторе есть куда продвигаться. А с американцами, которые оккупируют часть Сирии без всяких на то прав, двигаться некуда. Все уже ощутили, что в перспективе они сами отсюда уйдут.

Остаются турки и Дамаск с русскими. И какая бы борьба фракций внутри курдского политикума сегодня ни бушевала, всем их участникам ясно: с турками договориться не получится. Следовательно, выход один.

И вот как раз сегодня поступила информация по про-асадовскому каналу «Аль-Масдар», который сам ссылается на пресс-секретариат СДС, что на переговорах между СДС и Дамаском действительно достигнуты важные договорённости. Первая – что СДС откроет свои политические представительства в Дамаске, Хомсе, Хаме и Латакии. То есть шаг к тому самому политическому признанию делается.

Подтверждается также переход плотины в районе Табки под совместное управление представителей Сирии и СДС.

Идут разговоры о том, чтобы Африн был передан от турок под совместное управление Дамаска и умеренной части СДС. То же самое обговаривается и про регион Рожавы.

В ответ Дамаск будет негласно поддерживать партизанскую войну курдов против турок. Тем более что Башар Асад прямо и решительно поддержал направление в Африн отрядов народного ополчения, назвав это «естественной реакцией на турецкое вторжение».

Дорога к окончательному политическому урегулированию впереди ещё долгая. Но что курды возвращаются из своей политической «самоволки» в лоно Сирии, становится всё более ясно.

 

Источник

Новостной портал Новости 24. Последние новости сегодня в России и в мире

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *