В России продолжается «война» между сетевыми ритейлерами и производителями, причём если для первых на кону – размер прибыли и другие важные цифры в отчётности, то для вторых нередко речь идёт о выживании в сложных условиях.
Крупные производители продуктов обратились в правительство, а конкретно – к вице-премьеру Дмитрию Козаку, с просьбой запретить торговым сетям заниматься оптовой перепродажей товаров, полученных со скидками до 50%, которые изначально предназначались конечному потребителю. При такой схеме до покупателей они не доходят, поскольку перепроданные таким образом продукты появляются по завышенным ценам на прилавках более мелких магазинов. За счёт этого ритейлеры формально укладываются в 25-процентное ограничение по доле рынка для каждого муниципального образования, хотя на самом деле просто искусственно обходят его.
Своё право на такие действия они отстаивают, прикрываясь свободой предпринимательства. Не секрет, что главная цель любого бизнеса – это прибыль. Другое дело, когда нарушается баланс: один набивает карманы, другой сводит концы с концами или, даже в самом лучшем случае, не имеет возможности развиваться. Получается, что в цепочке от изготовителя до покупателя появляется как минимум одно дополнительное звено. В итоге производитель зарабатывает копейки, потребитель переплачивает, а торговцы наживаются. Абсурд абсурдом погоняет.
И если компании, которые могут себе позволить открывать фирменные магазины, стараются бороться за покупателя таким образом, то совсем небольшие предприятия, которые ради контракта с условной «Пятёрочкой» готовы предоставлять скидки до половины стоимости продукции, не могут нормально существовать в сложившейся ситуации. В течение нескольких лет Россия гордо пожинала плоды подъёма сельского хозяйства, однако сейчас потихоньку начинает снимать те самые продуктовые эмбарго, которые вводились с таким апломбом. Разумеется, этот процесс уже так широко не афишируется. Увидите «ножки Буша» в своём магазине – узнаете.
По пути Metro
В более сытые времена перепродажа торговыми сетями закупленных у производителей товаров ещё не была такой проблемой. В последние два года ритейлеры всё активнее стали прибегать к такой практике, чтобы компенсировать снижение объёмов продаж на стагнирующем рынке. Судя по данным Росстата за первые 11 месяцев 2018 года, это действительно помогает: оборот розничной торговли за этот период в сопоставимых ценах вырос на 2,6% к тому же периоду 2017 года. И здесь нет никакой ошибки, «Магнит» уже открывает магазины под брендом «Магнит-опт», давно продаёт товары мелким оптом и «Лента», выделяя в своих гипермаркетах для этого отдельные кассы. Пример Metro Cash&Carry оказался заразительным. Но эта сеть изначально ориентирована на продажи малому бизнесу, такова бизнес-модель. Только там всё наоборот – помимо мелкого опта, можно еще и в розницу покупать.
Наглость ритейлеров не знает границ
А ведь обозначенная проблема – далеко не единственная головная боль производителей. Им по-прежнему приходится доплачивать за более выгодное место на полке, бороться с наглостью при бесконтрольном возврате товара, который куда-то испаряется. Всё это приходится терпеть ради возможности обеспечить реализацию нужных объёмов продукции. Для скромных сельхозпроизводителей потеря такого контракта равносильна инфаркту, если не инсульту. А на их место и так выстроилась очередь желающих, замену ритейлер найдёт очень быстро.
А потом мы в очередной раз НЕ удивляемся, почему в магазине всё сложнее найти качественную молочную продукцию, особенно сыр и творог, а покупную колбасу зачастую не едят даже кошки. Всё потому, что производителям приходится экономить на качестве, чтобы выжить, и в это положение их ставят ритейлеры. Отсутствие настоящей конкуренции приводит к тому, что торговые сети выбирают себе поставщиков, а не наоборот. У магазинов должна болеть голова, что поставить на свои полки, а не кому продать половину закупленного товара. Разумеется, такое положение дел им невыгодно. Поэтому между крупнейшими ритейлерами существует сговор, который регламентирует, в том числе, и ценовую политику.
От 15 до 35
Летом 2018 года Федеральная антимонопольная служба выступила за снижение максимальной доли рынка для торговых сетей в регионах с 25% до 15%. Тогда начальник отдела торговли и непроизводственных услуг управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Михаил Гуленков заявил, что торговые сети практически монополизируют розничный рынок, хотя формально действующий порог и соблюдается.
Предложение в противовес поступило из Минпромторга в ноябре 2018 года. Тогда глава ведомства Денис Мантуров потребовал «поддержать те торговые сети, которые инвестировали существенные средства для открытия объекта и которые из-за действующих ограничений не вправе обеспечить его работу», подняв планку до 35%. Царьград уже задавался вопросом «Зачем тогда инвестировали, раз знали про ограничения?» Может быть, как раз этих изменений в законодательстве и ждали, будто это дело решённое?
Очевидно, что ни ФАС, ни Минпромторг решающего слова в таких глобальных вопросах не имеют. Поэтому как производители, так и ритейлеры – чуть что, сразу к Дмитрию Козаку. В письме, подписанном главами «Руспродсоюза», «Русбренда» и других союзов производителей, помимо конкретных предложений, содержится и просьба о встрече с вице-премьером. Представитель Дмитрия Козака Илья Джус подтвердил «Коммерсанту» получение письма ассоциаций поставщиков, отметив, что вопрос о встрече рассматривается. По данным источника издания, она может состояться уже в текущем месяце.
И действительно, почему торговцам можно, а поставщикам нет? Ведь руководители X5 Retail Group («Пятёрочка», «Перекресток», «Карусель»), «Магнита», «Ашана», «Ленты» и других такое право получили. Тогда вице-премьер поручил подготовить поправки к закону о торговле, убрав плату за логистику из формулы расчёта ретро-бонусов для ритейлеров (ограничен 5% от стоимости партии), и скорректировать методику расчёта рыночной доли сетей. В чью пользу планировалось сделать эту корректировку, полагаем, и так понятно.
В проигравших – мы с вами
Глава Ассоциации компаний розничной торговли (объединяет X5, «Магнит» и другие сети) Сергей Беляков считает, что подобного рода предложения ставят под удар само понятие свободы предпринимательства: «Развитие такой логики выводит нас, например, на вопросы о выходе производителей в розничный бизнес путём открытия фирменных магазинов». Возникает вопрос: «А что в этом плохого?» Производители должны сами иметь возможность решать, где им продавать свою продукцию, и в каких долях. Далеко не у всех из них есть такая возможность, а ведь именно сбалансированная схема реализации произведённого товара – залог успешного бизнеса.
Если мы не хотим, чтобы село загнулось окончательно, а торговые сети полностью взяли «в рабство» производителей, интересы последних нужно отстаивать до последнего. Будем надеяться, что в правительстве найдут необходимый баланс в этом споре. В конечном счёте из-за всех этих «разборок» страдает потребитель – простые люди, две трети которых, по данным The Conference Board и Nielsen, вынуждены экономить на продуктах.
Источник: Царьград