Исследование Левада-центра по поводу национальной идентичности в России вызвало критику и вопросы со стороны экспертного сообщества. Поводом для них стал неоднозначный вывод о том, что гордость за Победу в Великой Отечественной войне назвали признаком проблем сегодняшнего дня. Кроме того, напомнил один из собеседников, у нас зачастую очерняют достижения и поводы для гордости.
Выводы социологов “Левада-центра”, которые назвали гордость российских граждан Победой в Великой Отечественной войне признаком того, что в стране нет “недостаточно оснований для гордости в настоящем”, вызвали недоумение и критику со стороны экспертов.
В ноябре-декабре прошлого года исследователи “Левада-центра” задали своим респондентам вопрос: “Какие события и явления в истории нашей страны вызывают у вас чувство гордости?”
Несмотря на то, что вопрос был именно об истории страны, социологи объявили соответствующие ответы признаком того, что в настоящее время в стране нечем гордиться. Такое мнение высказала сотрудница Левада-центра Карина Папия. Она даже связала с этим стремление государства основать национальную идею на событиях из прошлого, а также наклейки, которые традиционно появляются перед Днем Победы на автомобилях.
Национальная гордость в России, пояснила она, сильно привязана к советским временам и ключевым достижениям того периода. “Отсюда и стыд за то, что развалили такое государство, особенно среди старших поколений. Современной позитивной и коллективно разделяемой идеи, вокруг которой могло бы солидаризироваться фрагментированное российской общество, без обращения к прошлому и истории в настоящее время нет”, – заявила Папия.
Глава Центра социологических исследований “Дискурс” Роман Кузнецов в разговоре отметил лукавство таких формулировок. По его мнению, Победа в Великой Отечественной войне является явлением, ценность которого очевидна и неприкосновенная для всего российского общества. В то время как консенсуса по поводу достижений из новейшей истории России пока нет.
Любое событие, которым можно было бы гордиться, например, Крымским мостом, получает разные оценки. Если одни СМИ пишут о его открытии торжественно, как и о других крупных стройках или производствах, то другие, по выражению Кузнецова, “размазывают в обыденность”.
На любое желание населения чем-то гордиться, например, космодромом Восточный, у некоторых СМИ уже есть мнение вроде ” ну, ребята, там же наворовали, мы понимаем, для чего это делали”. Или такие сентенции, как “мы трубопровод мы ведём в Европу не для того, чтобы продавали газ, а для того чтобы отдельные личности нажились на трубе”.
“В России прямо очерняют достижения и поводу для гордости”, – настаивает эксперт. По его мнению, и сейчас в стране достаточно поводов для гордости, но вместе с тем очень много информационного шума, который не позволяет сформулировать однозначное мнение насчет побед.
Показательной, отмечает он, является ситуация с Крымом, который в информационной повестке воспринимается все-таки неоднозначно. Условно говоря, 80-90% населения поддерживает присоединение полуострова. А остальные употребляют такие выражения, как “крымнашисты”, и не жалеют негатива.
Та же ситуация сложилась с мостами во Владивостоке. Жители центральной части России знают только то, что при их строительстве что-то украли. Но в Приморье не помнят, что там воровали, зато хорошо знают, что эти мосты в десятке самых крупных вантовых мостов в мире.
“Медийное поле построено таким образом, что во всём современном мы ищем какой-то негатив и затем стираем событие из вписка того, чем можно гордиться. Из того, что нельзя трогать, по большому счету, остается несколько событий. И меньше всего противоречий как раз по Победе в Великой Отечественной войне”, – предложил свою интерпретацию результатов исследования “Левада-центра” собеседник.
Отметим, выводы социологов вызвали недоумение не только у экспертного сообщества, но и у пользователей соцсетей. Вот так, например, прокомментировали публикацию РБК с комментарием Папия в фейсбуке: “Почему социологи Левады связывают гордость за победу в Великой Отечественной с тем, что сейчас в стране что хреново? Разве эта Победа не является безусловной и априорной ценностью вне зависимости от того, что там сейчас происходит? И разве объективно у нас в истории с тех пор происходило что-то сопоставимое по значимости? Что-то, что влияло бы на жизнь всего человечества – и требовало бы при этом таких усилий и таких жертв?”
Источник: Царьград