Прошло сто дней с тех пор, как в одном из самых далеких и глухих регионов страны – Забайкальском крае – был назначен новый врио губернатора. В этот достаточно скромный срок уже появились признаки целой серии преобразований, начатых главой региона. В том числе это прямо касается самого стиля общения между властью и жителями территории.
Когда 25 октября был обнародован указ о назначении Александра Осипова врио губернатора Забайкальского края, а по телевизору показали встречу Владимира Путина с высоким худощавым мужчиной в темном костюме, главным вопросом как для жителей региона, так и для политологов был один: «Кто такой Осипов»? В объяснении такое непонимание не нуждалось. На тот момент фигура Александра Осипова в регионе действительно была малоизвестной.
Впрочем, всё изменилось достаточно быстро. Уже через сутки после указа Осипов сошел с трапа самолета в читинском аэропорту. Первое знакомство с подчиненными из правительства региона и первое совещание – здесь же, прямо в здании аэровокзала. На своем официальном представлении, которое в субботу, 27 октября, провел полпред президента Сергей Меняйло, Осипов новичком не выглядел. Его презентационная речь носила все черты программной и была наполнена рациональными мерами по развитию региона.
Первый конкретный результат работы Осипова на должности главы региона появился уже через неделю с небольшим – после вхождения Забайкалья в состав ДФО в регионе были снижены цены на внутренние авиарейсы. Однако моральное право на более детальный анализ работы Осипова у журналистов появилось лишь после того, как исполнилось 100 дней со дня нахождения Александра Осипова в должности главы Забайкальского края – это произошло 2 февраля.
Правительство на смартфоне
Правительство края за эти три с половиной месяца стало более открытым и понятным для народа. И в этом может убедиться любой забайкалец. Заседания региональной исполнительной власти теперь транслируются в интернете. Наблюдать за ними можно с любого компьютера, планшета или смартфона. Сделано это было по распоряжению Осипова и непонятно, почему не было сделано до него. Технически все оказалось не так уж и сложно.
Другая идея врио губернатора, которая тоже про открытость работы органов исполнительной власти, пока работает в испытательном режиме, но ее функционал постоянно улучшается. Речь о портале «Открытый бюджет Забайкальского края». В доступной и понятной форме, не требующей специальных познаний, на нем выложена вся информация об основном финансовом документе региона.
Проще стало пообщаться с властью и жителям забайкальской глубинки, которые далеко не всегда имеют возможность выбираться в Читу. Теперь все служебные командировки главы региона и профильных министров в обязательном порядке заканчиваются встречами с гражданами. Приняли уже более 100 человек. По мере поездок чиновников это число увеличивается.
Есть ли жизнь после потопа?
Мощный паводок, обрушившийся на Забайкалье в июле 2018 года, как известно, стал одним из сильнейших стихийных бедствий в регионе за последние годы. Его последствия до конца не устранены до сих пор. В одиночку, без помощи федерального центра, региону просто не осилить ремонт сметенных водой дорог, разрушенных мостов и уж, тем более, не дать людям новое жилье взамен снесенного стихией.
Итог первых 100 дней работы в этом направлении главы Забайкалья и его команды показал, что жизнь после потопа есть. За это время за счет федеральных средств регион получил 241 жилищный сертификат для пострадавших от паводка. Из резервного фонда правительства РФ на восстановление автодорог пришло 210 миллионов рублей. Все это (вкупе с постоянным вниманием, которое Осипов уделяет данной теме почти на всех оперативных совещаниях и заседаниях правительства) позволяет предположить, что весной тема последствий паводка будет почти закрыта.
Останется один Каштакский мост. Его обещают окончательно сделать в 2020 году – за один сезон там просто не справиться. Однако и этот объект тоже в зоне повышенного внимания властей. В том числе федеральных. Неслучайно полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев в первый свой визит в Забайкалье, как новый регион ДФО, сначала осмотрел именно полуразрушенный мост в Каштаке.
Новые дальневосточники
На сегодняшний день Трутнев побывал в Забайкалье уже дважды – в ноябре 18-го и январе нынешнего года. Оба этих визита трудно назвать протокольными мероприятиями. На уровне ДальФО было принято решение о выделении Забайкалью более 9 миллиардов рублей на реализацию мероприятий плана социального развития центров экономического развития региона. Как уже было сказано, попал регион и в госпрограмму по субсидированию авиабилетов для Дальнего Востока.
Вхождение в ДФО обеспечило краю применение повышающих коэффициентов на субсидии федерального бюджета. Одной из многочисленных вишенок на бюджетном торте, например, стало увеличение финансовой поддержки коренным и малочисленным народам Севера сразу на 30 процентов.
Работа по созданию и запуску на территории Забайкальского края территорий общественного развития (ТОРов) сейчас также идет полным ходом.
Кадровый ответ
Осипов, приехав в Забайкалье, не стал пытаться рушить существующую систему управления регионом. К процессу образования управленческой команды врио губернатора подошел ювелирно, дабы не наломать дров.
Первый вице-премьер Александр Кулаков и глава губернаторской администрации Дмитрий Кочергин предпочли по личным мотивам уволиться и уехать за пределы региона. Вместо них вполне буднично в команде главы региона появляются глава московского представительства Марат Мирхайдаров, зам по инвестициям Михаил Чуркин и новый руководитель администрации Сергей Нехаев. Да, это люди не местные, но зато все профессионалы с горящими глазами.
Самой заметной отставкой за первые 100 дней Осипова стал уход почти вечного читинского градоначальника Анатолия Михалева, который в различных руководящих ипостасях возглавлял Читу почти 18 лет и в последние годы среди горожан стал непопулярной фигурой.
На место уходящих специалистов должны приходить новые – никак не меньшего уровня компетенции. Этот принцип лег в основу губернаторского проекта «Забайкальский призыв», направленного на привлечение свежих кадров в органы управления. В частности, именно с его помощью планируется отыскать специалиста, который займет пока вакантную должность министра сельского хозяйства, а также сформировать управленческую команду региона.
Откуда деньги?
Ну и наконец главный итог первой 100-дневки Осипова. В край пошли федеральные деньги. По решению президента краю дали 1,1 миллиарда на повышение зарплат бюджетникам социальной сферы. В канун Нового года в Забайкалье прилетело еще более 1 миллиарда рублей, большая часть которых пошли на разблокировку почти 400 счетов в муниципальных учреждениях. Потом из федерального центра пришла третья миллиардная дотация.
Все это в числе прочего позволило, например, едва ли не впервые сформировать в регионе фонд грантовой поддержки инициатив селян и начать выплачивать многодетным семьям Забайкалья ежемесячную выплату в 11,8 тыс. рублей.
Есть все признаки того, что маховик преобразований, запущенный осенью 2018 года Осиповым в Забайкалье, с каждым днем будет раскручиваться еще больше.
Источник: Взгляд