ДНР и ЛНР снова в топе мировых новостей – в воскресенье там пройдут выборы глав двух республик. При этом изначальное желание жителей Донецкой и Луганской областей создать единое государство оказалось забыто как в самом Донбассе, так в Москве и Вашингтоне.
Интерес экспертов к выборам глав, а также депутатов Народных советов двух республик, которые состоятся 11 ноября, связан не только с дальнейшим геополитическим раскладом сил вокруг Украины, но и с тем, что на этих территориях впервые в современной политике местное самоуправление пытается построить власть по лекалам западной демократии.
При этом учитываются военно-политическая ситуация, местные особенности, а главное – продолжается разобщение на две независимых территории когда-то единой Новороссии.
На букву «п»
В самих республиках считают, что главная задача – проголосовать за предсказуемого кандидата. При этом почти никто из граждан ЛНР и ДНР не против объединения республик. Изначально отделение проходило под лозунгом единой и независимой Новороссии. Сегодня этот призыв также воспринимается с позитивом. Ведь если нет возможности присоединиться к России, то какой смысл делить территорию.
Донецкая и Луганская области были в составе одной страны, и границы между ними не было. А сейчас она есть. Люди голосовали за объединение, а получили разделение, – говорит экс-спикер парламента ДНР Олег Царев. – Это не совсем верно. Не говоря уже о том, что объединение республик позволило бы сократить административные издержки.
Олег Царев.
На предстоящие выборы он не возлагает особых надежд и считает, что они пройдут без сюрпризов. Будущие главы республик продолжат вести независимую друг от друга политику.
Многие жалуются на то, что выборы без выборов. Но я так понимаю, что сделана ставка на людей понятных, от которых знаешь, чего ждать, которые уже руководили определенными структурами, работали на определенных постах в ДНР, ЛНР, – отмечает эксперт. – Забавная закономерность: если первыми руководителями республик были Болотов и Бородай, то сейчас, скорее всего, это будут Пушилин и Пасечник, на букву «п».
Наследство Януковича
Разделение Донбасса началось еще 10 лет назад, когда команда «донецкого» президента Украины Виктора Януковича решила подмять под себя весь бизнес в Луганской области. А после начала боевых действий в ЛНР решили держаться на расстоянии от своих донецких союзников.
Изначально было странно, почему ДНР и ЛНР не объединяются в единую республику, скажем, Донбасс. Все понимают, откуда возникли эти страхи. Я в свое время работал с молодежью в ЛНР по поводу того, чего они опасаются или боятся, ясно, что в Луганске сложилось некое опасение донецких как таковых, – отмечает политолог Владимир Корнилов. – Но когда луганчанам говорят, что те донецкие, которых они боялись, сбежали из Донецка, для них это все равно не аргумент. Но с точки зрения общих интересов это было бы логично.
За единую Новороссию выступают не только мирные жители, но и ополченцы. Всем понятно, что регионы были объединены в единый промышленный и экономический кластер еще в советские времена. Поэтому никто особо не задумывается, в какой форме нужно проводить это объединение – на основе федерализма или унитарного государства. В единой Новороссии все жители отделившихся республик, за небольшим исключением, видят только плюсы.
В 2014 году, еще весной, если я не ошибаюсь, то ли в апреле, то ли в мае, такое решение было принято. И государство должно было называться Союз Народных республик. Была принята декларация на эту тему, но потом очень быстро, резко и жестко эта инициатива была пресечена. По какой причине – гадать не буду, у меня есть предположения, но я не хочу их озвучивать,
– рассказал боец ополчения ДНР, публицист Павел Кухмиров (позывной «Шекспир»).
Как и многие участники боевых действий против карательных отрядов и ВСУ, Кухмиров сомневается, что проект Новороссия будет реализован в ближайшее время, так как он может помешать бизнес-интересам и политическим амбициям местных функционеров.
Донбасс разделили искусственно, границы навязали людям, которые в едином порыве стремились бороться за свое право присоединиться к России. И вполне закономерно, что со временем между ЛНР и ДНР появились довольно странные политические отношения – на границе работала таможня, которая взымала пошлины даже за молоко, мясо и хлеб, которые перевозили из одного села в другое. Сейчас мало что изменилось. Но передвижение товаров и местных жителей так и не стало свободным.
Разделенный фронт
Официальный Киев воюет с ДНР и ЛНР по отдельности. В Новороссии нет единого фронта. С точки зрения военных, такое деление выглядит очень странным. При желании украинские военные могут попробовать разбить вооруженные силы обеих народных республик по отдельности.
Украине выгодно иметь два отдельных, не особо симпатизирующих друг другу правительства на отделившемся юго-востоке – всегда можно сыграть на противоречиях местных элит. По этой же причине к выборам в ДНР и ЛНР относятся с особым вниманием и в других странах.
Для западных партнеров Киева разделение Донбасса интересно как наглядный пример создания новых видов антикризисных договоренностей, а также хорошая локация для обучения своих военных новым форматам ведения боя в условиях реального вооруженного конфликта. А самим дончанам, похоже, определена роль лабораторных мышей. Странно, что этот факт не смущает руководителей обеих республик.
Источник: Царьград