Ситуация в Ингушетии становится всё сложнее, протесты грозят перерасти в акции неповиновения и беспорядки. Как должен действовать Кремль?
26 сентября минувшего года президенты Чечни и Ингушетии Рамзан Кадыров и Юнус-Бек Евкуров подписали соглашение, которое имеет все шансы взорвать ситуацию на Северном Кавказе. Это, если кто-то забыл, соглашение об установлении границы между данными субъектами Российской Федерации, согласно которому, в частности, часть территорий Ингушетии отходила Чечне.
Буквально сразу же в Ингушетии начались акции протеста, которые носили, скажем корректно, не всегда законный и мирный характер. Причем протестующих поддерживали даже представители некоторых ветвей республиканской власти: в частности, уже в октябре это решение было отменено Конституционным судом Ингушетии. Также он потребовал провести по этому поводу референдум, что, с одной стороны, несколько успокоило страсти тогда, но послужило детонатором для новой волны протестов уже сейчас.
В декабре минувшего года уже Конституционный суд России как конечная инстанция признал соглашение законным. Это дало основания Юнус-Беку Евкурову объявить вопрос решенным и закрытым. Но представители местной общественности имели на этот счет другое мнение, а авторитет действующего главы Ингушетии упал до самых низких, наверное, значений.
Поводом для нынешней волны протестов стал, как уже отмечено выше, вопрос о референдуме.
20 марта глава республики отозвал из парламента поправки, делающие обязательным проведения референдума по таким вопросам, как изменение границ или названия республики.
Причем сделано это было не без хитрости – первое чтение закон прошел именно с этими поправками, а когда вопрос был решен на 90% (а именно так обстоят у нас дела – после принятия в первом чтении начинается внесение и обсуждение поправок, и независимо от того, какие из них удастся провести, дело по накатанной идет к принятию и отправке на подпись главе республики), именно эти критические поправки тихо отозвали.
После этого и раскрутился очередной маховик протеста, разогревающий тихую прежде республику.
Причем ситуация сильно осложняется тем, что авторитет верховной власти в республике подорван, она слабо контролирует ситуацию и не имеет влияния на протестующих, а силы правопорядка, как утверждают некоторые источники, симпатизируют протестующим и фактически переходят на их сторону.
С последним утверждением не стоит так уж поспешно соглашаться: тиражируют это в основном ультралиберальные СМИ вроде «Дождя» или «Свободы», и спешить принимать это на веру явно не стоит. Тем более что есть в этих сообщениях некоторые нестыковки.
В частности, по версии нашей «рукопожатицы», полк ОМОН встал на сторону протестующих и не пустил к ним подразделения Росгвардии, что якобы предотвратило большие жертвы среди митингующих.
Подобная версия выглядит крайне сомнительной по одной простой причине: власть довольно осторожна в своих действиях и явно не собирается сама провоцировать насилие.
Если на протестующих были «натравлены» подразделения Росгвардии, как утверждают некоторые «правдорубы», значит, ситуация уже явно вышла из-под контроля. Но Росгвардию на место событий не пустили, а митинг так и не перерос в масштабные беспорядки. То есть кто-то немного привирает, и не было никакого повода бросать Росгвардию на протестующих?
С другой стороны, несколько сомнительно выглядят и сообщения о том, что провокаторы из числа митингующих напали на омоновцев, фактически перешедших на их сторону. Скорее, их носили бы на руках. А если нападение случилось раньше, то вряд ли уже сами омоновцы пошли бы на фактическое нарушение присяги.
То есть ситуация довольно запутанная, и это осложняется тем, что обе стороны не спешат давать исчерпывающую и правдивую информацию с места событий. Лояльные Кремлю СМИ высказываются корректно, но глухо, по возможности вообще стараясь обходить тему протестов, а либералы радостно потирают потные ручонки в предвкушении очередной заварушки на Кавказе и не стесняются выдавать в эфир откровенные домыслы и сомнительные интерпретации событий.
Пока ясно только одно: санкционированный митинг должен был закончиться, но определенная группа протестующих отказалась покидать площадь и начала провоцировать ОМОН на применение силы.
В омоновцев летели камни, палки, их пытались бить металлическими прутьями и даже, как говорят очевидцы, стульями. В итоге некоторым полицейским потребовалась медицинская помощь, что само по себе говорит о накале страстей – омоновцы люди закаленные, и по пустякам в санчасть вряд ли будут обращаться.
Действия протестующих в таком случае можно квалифицировать как провокацию беспорядков и нападение на сотрудников полиции при исполнении теми своих обязанностей. Это довольно серьезные статьи УК РФ, и можно ожидать, что зачинщиков беспорядков постараются вычислить и как-то, хотя бы на время, изолировать.
Но решит ли это проблему? Увы, само появление провокаторов и тенденция к перерастанию протестов в беспорядки намекают нам на то, что ситуация явно грозит выйти из-под контроля.
Меры, принимаемые как местными властями, так и Москвой, пока не кажутся достаточными: ловкие манипуляции с законом скорее распаляют жителей Ингушетии, чем гасят их протестную активность.
Поговаривают о первых отставках среди силовиков, но и те оформлены довольно хитро, как уход в отпуск с последующим переводом на другую работу. Успокоит ли это страсти? И что вообще может их успокоить, если не решен главный вопрос о землях и границах?
Будем откровенны: для Москвы эта ситуация крайне неприятна. Разумеется, она не хочет восстания в Назрани и Магасе, но и перерастание конфликта в межнациональный, в противостояние ингушей и чеченцев вряд ли кому-нибудь в Кремле кажется хорошей идеей. А значит, теперь уже нельзя просто сказать жителям Чечни что-то вроде «ой, извините, ошибочка вышла!» и все отыграть назад.
Поэтому желание Кремля не слишком сильно лезть в конфликт и постараться переложить всю ответственность на Евкурова вполне понятно. Но от этого ситуация вряд ли меняется принципиально: успокоить ингушей отставкой Евкурова, возможно, и получится, но как долго продлится это спокойствие?
Откровенно говоря, пока сложно говорить, по какому же сценарию будет расхлебывать эту не вовремя заваренную кашу российское руководство. Очевидно, что силами только местных политиков ситуацию исправить будет сложно. Нет у Кремля в обойме и политика, настолько авторитетного в Ингушетии, чтобы его назначение гарантированно приглушило бы протесты.
А раз так, наиболее вероятным видится путь жертв среди местного политикума (включая и Евкурова) и затяжка времени.
Хотя возможен и «ход конем». Если в Кремле до него ещё не додумались, позволю себе небольшую подсказку: миротворцем должен выступить не кто иной, как Рамзан Кадыров.
В него, как и в Чечню, влито уже столько российских денег, что пора бы и какую-то отдачу получить. И если он выступит с инициативой на пару десятилетий отложить введение в действие данного соглашения о границе, сопроводив это соответствующей случаю риторикой, это будет и оправдано, и полезно. А ситуация, наконец, может и вернуться в нормальное русло.
Ну а мы получим подтверждение тому, что кормили ответственного члена нашей Федерации. И одним выстрелом убьем двух зайцев.