Громкое задержание сенатора Рауфа Арашукова прямо в ходе заседания Совета Федерации России спровоцировало целую волну вопросов к российскому ТЭК и сферам влияния в нём. Сам факт наличия таких сфер – это уже достаточный вопрос для разбора. Однако как всё это получилось у Арашуковых и почему вдруг безраздельное влияние этой империи на Северном Кавказе сменилось крушением всего клана?
Игроки топливного рынка, представители власти и различных структур уверены: крах империи Арашуковых – это не некая показательная акция властей. Речь идёт, действительно, о наведении порядка, а команда последовала на самом верху. Само задержание Рауфа Арашукова и связанных с ним лиц не вызывает особенных вопросов – это была чёткая работа.
Вопросы вызывает факт столь длительного существования всего клана в тени российского топливного рынка и в недосягаемости для властей. Справедливости ради скажем, что многие в стране вовсе не знали об Арашуковых. Но о них хорошо знали на Северном Кавказе. Родной для Арашуковых аул Хабез, например, имеет мечеть имени Туркби Арашукова – отца Рауля. А в честь одного из его сыновей, погибшего брата Рауфа Арашукова, названа средняя школа.
Как же удалось разоблачить схему Арашуковых и почему она смогла просуществовать так долго?
Рауф Арашуков (в центре)
Всё началось в лихие 90-е
Как и многие криминальные истории, возвышение клана Арашуковых началось в период тотального кризиса в стране, передела сфер влияния и первоначального накопления капитала. Отец Рауфа Арашукова, Рауль, в 1994 году наладил дружеские отношения с другим уроженцем Хабеза – Назиром Хапсироковым.
К этому моменту у Рауля Арашукова уже было две судимости – за мошенничество с зерном (в 1985 году) и затем за хищение (в 1987 году). Однако лихие 90-е, как говорится, списали всё. Хапсироков твёрдо и уверенно шёл по партийной линии, а в 90-е получил в Москве должность управделами Генпрокуратуры. Хапсироков не забыл о своём земляке и пролоббировал его назначение главой филиала «Газпром межрегионгаза» на Ставрополье. Основой процветания семьи Арашуковых с тех пор стали махинации с газом, сообщил источник РБК.
Примечательна и роль местной власти, которая почему-то не замечала того, что начинает происходить в Северо-Кавказском федеральном округе. Но в 2008 году Ставрополье возглавил деятельный Валерий Гаевский, который развернул борьбу с Арашуковыми, но не преуспел. Империя к тому моменту накопила изрядную мощь. Не стоит даже говорить о том, что Арашуков-старший в итоге оказался в резкой конфронтации с главой округа. Стало очевидно, что проблему невозможно решить «по горизонтали» – от региональной власти. Необходимо было решение «по вертикали», а значит, участие свыше.
Перелом наступил в 2011 году. Тогда у региона возникли бюджетные проблемы, а это как раз то, что, в отличие от теневых сделок, всегда оказывается на виду. Трудностям этим во многом способствовали махинации Арашукова с долгами за газ. В регион затем приехал занимавший тогда пост вице-премьера Игорь Сечин, чтобы прояснить ситуацию.
Проверка показала, что источником махинаций является филиал «Газпром межрегионгаза». В частности, были выявлены случаи поставок газа в регионы сверх лимита, а «излишки», как говорится, уходили налево. Вырученные суммы перетекали в карман Арашукова и его подельников. Секретом перестали быть и сделки купли-продажи должностей в местных структурах «Газпрома».
По итогам выявления схемы Сечин пошёл к Путину и в красках доложил ситуацию с этим воровством и его виновниками, после чего Путин лично распорядился убрать Арашукова полностью из структуры «Газпрома»,
– сказал источник РБК.
«В итоге глава «Газпром межрегионгаза» Кирилл Селезнёв убрал Арашукова в тень. Он был переведён в головной офис на должность советника главы компании. Но газовые схемы от такой перемены мест слагаемых никак не рассосались», – отметил экс-представитель правительства.
Рауль Арашуков остался советником из-за поддержки влиятельных лиц в Москве и «Газпроме». По сведениям источника, Рауль спокойно стал советником главы «Газпром межрегионгаза» Селезнёва и всё так же продолжил заниматься махинациями на Северном Кавказе.
По словам партнёра консалтинговой компании RusEnergy Михаила Крутихина, подобная наглость была бы невозможна без того, чтобы Арашукова-старшего кто-либо «вёл» в руководстве «Газпрома» и «Газпром межрегионгаза». Его пост после 2011 года Крутихин назвал прикрытием, под которым он де-факто продолжил свой теневой бизнес, и это было с ведома руководства.
Как это вообще работало?
Самое интересное – это не только объёмы теневого газа, проданного налево. Государство ведь оценивает ущерб в 30 млрд рублей. Интересен сам механизм претворения в жизнь всех махинаций. Всё было сделано так, чтобы снаружи было совершенно непонятно, что имеет место теневая схема. Близкий к «Газпрому» источник сообщил, что Арашуковы применяли три основные схемы. Они разнились по степени сложности их реализации, но неизменно результат давали впечатляющий.
В основе первой схемы – сговор группировки с компаниями среднего звена. Это к ним уходит неучтённый газ, в то же время потреблённые объёмы сваливают на население. Компании не остаются внакладе, получая определённый процент от неучтённого газа.
«Компания потребляет свои 10 млн кубов, после чего идёт процесс сторнирования (отката обратно данных по счётчикам), и 5 млн кубов списываются», – сказал источник. Договор при этом реально заключается на 5 млн кубометров газа при потреблении в 10 млн кубометров.
Ещё одна схема основана на внешне благовидных отношениях некой коммерческой компании с поставщиком газа. При этом по сговору производится незаконная врезка «левой» трубы, как правило, подземной. Контракт официально заключается на один объём газа, в реальности же идут совсем другие кубометры.
Арашуковы также пользовались схемой для игры по-крупному. Она создавалась, в основном, для крупных потребителей. В трубу делались две врезки. Договор заключался на 2-3 млн кубометров, на официальной трубе с двух сторон ставились счётчики учёта, которые показывали, что идёт заявленный объём. А вот по второй врезке шло уже 7 млн кубов, и нигде это не отмечалось.
Возникает резонный вопрос: воровство газа ведь можно было прекрасно видеть по дисбалансу поставок. Однако и тут Арашуковы преуспели – «лишние» объёмы приписывались населению, причём в наиболее задолжавших районах.
Чеченский след
В истории Арашуковых прослеживаются и связи с главой Чечни Рамзаном Кадыровым. Рауф Арашуков подружился с Кадыровым и пользовался его поддержкой. Затем Арашуков обнаглел и вступил в конфликт вокруг северокавказского отделения Росавтодора, сказал РБК знакомый с этой ситуацией источник.
В итоге произошла встреча чеченских представителей с Арашуковыми в «Президент-отеле» в центре Москвы. Последние нарвались на конфликт, и Рауф Арашуков даже якобы был избит, сказали источники.
Спор вокруг чеченского долга идёт в одной связке с жёсткими мерами по работе с неэффективной работой внутреннего рынка страны,
– написала по поводу чеченских следов Financial Times.
Однако какую роль в этом сыграл сам Рамзан Кадыров? Источники утверждают, что глава Чечни узнал о теневых делах и решил действовать. И произошло это не только из-за самого Кадырова, но также и потому, что влиятельный клан пытался построить свои преступные схемы и в Чеченской Республике. Этому и не дал свершиться Кадыров, попутно сломав вообще весь бизнес Арашуковых, отметили источники.
Воровство под прикрытием?
Экономист, доктор экономических наук Никита Кричевский рассказал в интервью радио «Комсомольская правда», что президент России Владимир Путин ещё восемь лет назад приказал жёстко разобраться с воровством газа на Ставрополье, найти и наказать ответственных лиц.
«Арашукова-старшего спрятали за должностью советника самого господина Миллера. То есть это очень, ну скажем, дурно пахнущая история. 8 лет у него буквально из-под носа уходили деньги в размере десятков миллиардов рублей – это из того, что доказано, – и он не замечал этого», – сказал экономист.
По его словам, Арашуков жёстко подставил Кадырова. Все схема работала как единый северокавказский синдикат, за исключением Чечни. А затем республике предъявили счёт в 9,4 млрд рублей за перерасходованный газ.
Рауль Арашуков (в центре)
«Я считаю, что крах клана Арашукова – это в хорошем смысле вина или доброе дело Рамзана Кадырова. Если «Газпром» на протяжении стольких лет не замечал вот такого дикого воровства в нищих республиках, это плохо. Но если он знал об этом, а ещё хуже, был в доле, то это повод для более серьёзного разбирательства, нежели чем задержание, арест в настоящий момент сенатора Арашукова», – отметил Кричевский.
Экономист отдельно выделил главу «Газпром межрегионгаза» Кирилла Селезнёва, который проглядел махинации Арашуковых. Даже если руководство «Газпрома» догадывалось о происходящем, ничего не было предпринято.
Следственные действия проводятся в десятке городов. Притом что ещё в 2011 году, то есть более пяти лет назад, будучи вице-премьером российского правительства, не кто иной, как Игорь Сечин докладывал о масштабных нарушениях в этой сфере, указав в этой связи на Арашукова-старшего. Но тот и после этого остался советником гендиректора «Газпром межрегионгаза»,
– напомнил экономист.
Из всего этого следует лишь один главный вывод. В стране успешно действовала схема, которая нанесла ущерб в 30 млрд рублей. На самом деле сумма может быть и больше. Эту схему явно прикрывали наверху и в «Газпроме». И это самый вопиющий пример того, как «национальное достояние», которым на самом деле является российский газ, а не сам «Газпром», становится чьей-то личной собственностью. А преступные схемы не раскрываются, потому что распиливать народные богатства для некоторых лиц оказывается слишком выгодно, чтобы воздержаться от безобразных сделок с собственной совестью.
Источник: Царьград