Правительство России опубликовало основные показатели расходов по 13 нацпроектам. Дороже всего обойдётся развитие инфраструктуры, среди самых «дешёвых» статей расходов – наука и образование. Почему самое важное и передовое финансируется по остаточному принципу? Каких нацпроектов не хватает?
Проложить «инфраструктурные рельсы» по всей стране – таков план правительства России на ближайшую шестилетку. Самый дорогой нацпроект из двенадцати – комплексный план развития инфраструктуры. На него будет потрачено 6,35 триллиона рублей, три триллиона из которых – из федерального бюджета. Концепция рождалась долго и трудно. Рабочая группа при правительстве рассматривала предложения российских регионов, каждый из которых хотел «оторвать кусок» побольше. Значительная часть инфраструктурного пирога досталась авиации: на деньги нацпроекта будут строиться и реконструироваться аэропорты по всей стране. В частности, новые авиагавани увидят жители Челябинска, Якутии, Воронежа и других российских территорий.
Невольно наш финансово-экономический блок, даже вопреки собственной либерально-рыночной идеологии, вынужден заниматься проблемами, которые поставлены новым временем, – комментирует нацпроекты глава Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов. – Это война санкций, вторая война кризиса, которая показала, что “экономика трубы” бесперспективна в России. Они вынуждены этим заниматься.
На втором месте по расходам – национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». На эти цели в перспективе ближайших шести лет планируется потратить 4,78 триллиона рублей. Значительная часть денег пойдёт и на создание автомобильной инфраструктуры: будут строить мосты, магистрали, развязки. Так, например, в плане указано строительство и реконструкция участков автодороги А-147 Джубга – Сочи и далее до границы с Абхазией. Кроме того, в нацпроекте есть планы по развитию Байкало-Амурской магистрали и Транссиба, строительству Мурманского транспортного узла, транспортных коридоров в Приморье. Новые дороги и аэропорты стране нужны, в этом сомнений нет, но замалчивать другую важную тенденцию никак нельзя. Эксперты заметили, что большая часть денег достанется тем направлениям, где больше всего развита система так называемого «распила».
Дорожная система будет в России улучшаться. У меня здесь сомнений нет. Нет у меня сомнений, что они построят аэропорты, которые они запланировали. Другое дело, что это будет, скорее всего, дорого и на этом будут зарабатывать компании. Своеобразный отбор компаний будет,
– продолжает Василий Колташов.
В. Колташов
Третье место по объёмам финансирования отдано нацпроекту «Экология». На решение экологических вопросов до 2024 года будет выделено 4,04 триллиона рублей. Эти деньги пойдут на рекультивацию около 200 свалок, обеспечение качественной питьевой водой жителей России, внедрение новых экологичных установок на предприятиях. Большое внимание будет уделено заботе об уникальных водных объектах России. Отдельными направлениями в национальном проекте прописаны «Оздоровление Волги» и «Сохранение озера Байкал». В перспективе ближайших шести лет будет в России развиваться экологический туризм, что предполагает строительство гостиниц, кемпингов и пунктов общественного питания.
Нацпроект «Образование» нельзя назвать щедрой статьёй расходов. На это направление запланирована лишь третья часть денег, или 784,5 миллиарда рублей. В перспективе ближайших шести лет планируется построить и сдать в эксплуатацию 25 школ, причём обучение в них будет проводиться в одну или две смены вместо трёх – вечернее обучение предлагается ликвидировать к 2021 году. Также в планах нацпроекта прописана задача – подняться в топ-500 глобальных рейтингов университетов с десятого места на 17-е.
«Образование и наука не рассматриваются как нечто необходимое, – рассуждает Василий Колташов. – В соответствии с либеральным пониманием экономики специалисты – это люди, которые берутся на рынке труда. Вы приходите на рынок труда и нанимаете там инженеров. Учить их не надо. Готовить преподавателей и врачей не надо. Это как принцесса, которая думает, что хлеб растёт на деревьях. Вот это их подход».
Скромный кусок бюджетного пирога достался нацпроекту «Наука». Объёмы финансирования составят 636 миллиардов рублей до 2024 года. В материалах говорится, что с привлечением средств инвесторов в России планируется создать четыре международных математических центра и три центра геномных исследований мирового уровня. Кроме того, согласно планам правительства, к 2024 году каждый второй учёный в стране должен быть в возрасте до 39 лет. Более 4000 молодых исследователей примут участие в проектах научных центров мирового уровня.
Всего нацпроектов 13. Помимо упомянутых это «Демография», «Здравоохранение», «Цифровая экономика», «Жильё и городская среда», «Международная кооперация и экспорт», «Развитие малого и среднего предпринимательства», «Культура» и «Производительность труда и поддержка занятости». Однако эксперты уверяют, что некоторые важнейшие сферы жизни программы правительства не захватывают. В частности, 14-й нацпроект мог бы носить название «Возрождение села». В России большое количество «медвежьих углов», где люди живут не только без сотовой связи и интернета, но также без централизованной системы водоснабжения и канализации. Об этом заявила директор ассоциации водоснабжения России Елена Довлатова:
Мы можем говорить о чём угодно, но если, простите, у нас просто нет горшка и у нас нет воды в умывальнике, то у нас со всем остальным будут большие сложности. Извините за прямоту.
26 триллионов рублей на развитие – значительная сумма. Этих денег может быть достаточно для качественного рывка. Главное – верно поставленные задачи и методы их достижения. Во главе угла должен быть не мифический рост ВВП, который можно «подкрутить», а улучшение благосостояния населения страны, что выражается в росте реально-располагаемых доходов населения.
Источник: Царьград