На аукционе в Нюрнберге не нашлось ни одного желающего купить даже за небольшие деньги акварели Гитлера. Почему раньше их покупали, а теперь нет?
Аукцион по продаже картин Адольфа Гитлера в Нюрнберге не состоялся: желающих приобрести акварели фюрера и бывшего канцлера Германии при стартовой цене от 19 тысяч до 45 тысяч евро не нашлось. Вниманию покупателей были представлены пять картин. Изначально предполагалось, что их будет почти в десять раз больше, однако даже ограниченное предложение не спасло аукцион от провала.
В 2015 году аукционный дом Weidler продал более десятка картин Гитлера, начинавшего как свободный художник-самоучка, за 400 тысяч евро. В 2014 году за 130 тысяч евро с молотка ушла акварель Гитлера, изображающая ратушу Мюнхена. Никогда в прошлом такой цены живописные работы фюрера не имели. Понятно, что покупатели в наше время приобретают картины этого автора не из-за их больших художественных достоинств, а потому, что этот «художник» много чего ещё совершил в своей жизни. В этом Гитлер оказался похожим на Черчилля, дважды занимавшего пост британского премьера и много других важных должностей. Ведь живопись была хобби этого британского «бульдога». И он был, по мнению большинства экспертов и обычных ценителей искусства, более талантливым в этом качестве, чем его немецкий антагонист. На аукционах картины Черчилля продаются обычно дороже, хотя – в отличие от Гитлера – тот никогда не считал себя богемой и весьма критически относился к своему творчеству, помогавшему ему переживать многочисленные политические опалы.
Полиция сработала против Гитлера?
Возможно, отчасти провал нюрнбергского аукциона вызван действиями немецкой полиции, конфисковавшей перед его началом у аукционного дома Weidler, согласно данным прокуратуры, в общей сложности 63 предмета с монограммами «AH» или «AHitler» якобы из-за сомнений в их подлинности. Свою роль сыграла в этом, вероятно, и позиция городских властей. Ульрих Мали, мэр этого превращённого союзниками в развалины во время Второй мировой войны средневекового города, где вначале проходили обставленные зловещей помпой съезды НСДАП, а потом судили нацистских преступников, назвал продажу картин и вещей Гитлера проявлением дурного вкуса.
Есть ли у этого художника талант, судите сами.
Сообщения о продаже картин, написанных Гитлером, практически всегда становятся предметом споров об их подлинности. Некоторые покупатели, среди которых преобладают иностранцы, утверждают, что видят в картинах Гитлера исключительно историческую ценность. Немецкие власти же опасаются, что их могут приобрести «ультраправые» в качестве реликвий нацистского режима, хотя Гитлер – в отличие от Черчилля – прекратил свои художественные опыты до того, как занялся политикой и, соответственно, стал нацистом. Представитель аукционного дома высказался именно в этом смысле: «Наши клиенты – это коллекционеры объектов искусства без злого умысла». Кстати, торговля объектами искусства эпохи «третьего рейха» законами ФРГ не запрещена, но продавать разрешено только те работы, на которых нет нацистских символов. Они допускаются только тогда, когда речь идёт об исторических или научных целях и, разумеется, в критическом, а не апологетическом смысле.
Что ещё?
Так в чём же тогда причина провала аукциона? Безусловно, отчасти в том, о чём говорилось выше. Прежде всего, это специфическая, созданная вокруг него атмосфера. Но, есть, вероятно, и ещё одна причина: просто подросли поколения, которых Гитлер не экзальтирует – ни с той, ни с другой стороны. Потому что всё больше людей уже достаточно смутно представляют, что он совершил, как это было, и не понимают, зачем им всё это нужно знать. К тому же, живописная манера Гитлера – по мере прогрессирующего вырождения культуры и искусства – для многих представляется теперь слишком консервативной и поэтому неинтересной.
Если люди забудут историю, они получат нового Гитлера
Гитлер -художник
Искусствоведы подтверждают, что большинство работ художника Гитлера было создано в период с 1904 по 1922 год, в основном, на фронте. Особенно ценными считаются акварели, природные и городские пейзажи Вены, Мюнхена, замки, старинные улочки небольших городов. По разным оценкам, будущий фюрер и канцлер Германии стал автором около трёх тысяч рисунков, акварелей и написанных маслом картин. В основном они находятся в частных коллекциях. Четыре полотна фюрера принадлежат армии США и спрятаны в секретном подземном хранилище в Центре военной истории, где видеть их могут лишь единицы.
Безусловно, если бы молодого австрийца Гитлера приняли в Венскую академию художеств, экзамены в которую будущий «преступник номер один» провалил с треском дважды, он не стал бы орудием чудовищного зла, которое пришло через него в мир. Ведь бездарным художником Гитлер, конечно, не был. В интернете можно ознакомиться с достаточным числом его картин – немало людей, не слишком продвинутых по части культуры и искусства, были готовы повесить их в своём доме. Поэтому довольно быстро – после нескольких тяжёлых, почти голодных лет – художник-самоучка стал неплохо зарабатывать, так что австрийский суд даже признал Гитлера обеспеченным человеком, и пенсия по потере кормильца перешла к его младшей сестре Пауле.
В Мюнхене, куда амбициозный австриец перебрался в 1913 году, дела Гитлера-живописца вообще пошли в гору. «Белые орхидеи», «Мюнхенский театр», «Холмы», «Городская площадь, вход в магазин», «Цветной домик» – эти картины не лишены известных художественных достоинств. Гитлер умудрялся рисовать даже на фронте в Первую мировую войну, как и Черчилль, но только намного больше. Понятно, что это были, в основном, весьма мрачные картины, как и окружающая обстановка. Потом, «на гражданке», Гитлер, временно ослепший после применения британцами отравляющих газов, уже почти не писал картин, уйдя с головой в политику, лишь иногда рисовал обнажённых женщин. Платоническая любовь к прекрасному полу – это единственное, что ему оставалось после полученного на фронте ранения.
Интерес к живописи, архитектуре Гитлер сохранил до последних дней пребывания в Берлине, откуда, судя по всему, бежал в апреле 1945 года через Испанию в Аргентину. Любимые картины окружали его даже в берлинском подземном бункере. Имея главаря с художественными наклонностями, нацисты грабили произведения искусства по всей Европе, отнимая их, в основном, у еврейских богачей и у музеев завоёванных стран, наилучшие из которых должны были оказаться в так и не созданном из-за поражения во Второй мировой войне художественном музее в Линце, на «малой родине» фюрера.
И Черчилль тоже
Поразительно, но один из главных противников Гитлера в минувшей войне – британский премьер Уинстон Черчилль, как выше отмечалось, тоже был художником-любителем, причём классом повыше Гитлера. Тот писал картины, чтобы заработать себе на хлеб, пока его не подобрали и не помогли прийти к власти могущественные международные круги, заинтересованные в возникновении глобальной войны. Однако аристократ-Черчилль, не нуждавшийся в деньгах, использовал живопись, чтобы отдыхать от политики, особенно когда оказывался в опале, что случалось с ним довольно часто. Пристрастившись к живописи, по его собственным словам, уже в «преклонном возрасте» (40 лет), Черчилль создал, по последним оценкам, примерно 544 полотна, написал о живописи эссе и большую статью. Большинство написанных им картин, появляющихся периодически на аукционах и продающихся дороже, чем картины Гитлера, находятся в частных коллекциях, принадлежат его потомкам, выставлены в музеях и картинных галереях по всему миру.
Дважды британский премьер Уинстон Черчилль стал весьма успешным художником
В отличие от Гитлера Черчилль, повторим, не считал себя выдающимся художником и весьма подозрительно относился к похвалам. Тем не менее, его картины, например, «Зимний солнечный свет», участвовали в различных выставках и занимали первые места. Их автор нередко выступал под псевдонимом. Однако были у него и персональные выставки – в Британии, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии…
Сталин-поэт
В 1895 году, когда Иосифу Джугашвили было всего 17 лет и у него не было и не могло быть никакого «административного ресурса», его стихи высоко оценил великий грузинский поэт Илья Чавчавадзе. Этот классик грузинской литературы начал публиковать стихи юного Джугашвили в своей газете, потом они вошли в «Грузинскую хрестоматию или сборник лучших образцов грузинской словесности», оказались в книге по теории грузинской словесности. Вот характерный пример поэтического стиля будущего вождя и генералиссимуса:
Стремится ввысь душа поэта,
И сердце бьётся неспроста:
Я знаю, что надежда эта
Благословенна и чиста!
Раскрылся розовый бутон,
Прильнул к фиалке голубой,
И, лёгким ветром пробуждён,
Склонился ландыш над травой.
Сталин в молодости был известным грузинским поэтом, но стал известен миру по другой части
Или:
Пел жаворонок в синеве,
Взлетая выше облаков,
И сладкозвучный соловей
Пел детям песню из кустов:
«Цвети, о Грузия моя!
Пусть мир царит в родном краю!
А вы учёбою, друзья,
Прославьте Родину свою!»
У Рузвельта не было времени на живопись и стихи
Современник Гитлера, Черчилля и Сталина, четырежды президент США Франклин Рузвельт, ставший инвалидом в 1921 году, не рисовал картины и не писал стихи – он со страстью коллекционировал марки.
Зато по части реальных свершений этот политик оставил далеко позади своих визави, которые, каждый по-своему, делали то, что ему было нужно. Лишь Сталин не выполнил всех возлагавшихся на него надежд, в то время как оба художника – Гитлер и Черчилль – разрушили Германию, Европу и Британскую империю, расчистив путь для Pax Americana. Мораль тут может быть только одна: хобби – это, конечно, хорошо, и у политиков тоже. Но политики должны быть, прежде всего, политиками, или им лучше вообще не браться за это высшее искусство, сосредоточившись на том частном, что им нравится.
Источник: Царьград