Владимир Путин прибыл с официальным визитом в Белград. Смирилась ли Россия с потерей Балкан, и что может предложить ей Александр Вучич, ведущий Сербию к признанию Косово и в евроатлантические структуры?
Визит Владимира Путина в Белград проходит на фоне продолжающихся массовых митингов против сербского президента. Тысячи людей вышли накануне на демонстрации, они обвиняют Александра Вучича в диктатуре и коррупции, требуют проведения «честных выборов», отставки чиновников и руководителей государственного телевидения.
Вучич очень жёстко реагирует на любые требования демонстрантов. Президент страны сказал, что не пойдёт на уступки и не будет «кланяться оппозиции», даже если на улицы выйдет пять миллионов человек, а это половина населения Сербии.
Запланированная ещё год назад встреча с российским лидером может оказаться для Вучича весьма кстати. Сербскому лидеру нужна международная поддержка. А на эту роль, как никто другой, подходит Владимир Путин, которого можно смело назвать самым популярным политиком в Сербии. Его изображение нанесено не только на тысячи футболок, которые ежедневно продают туристам, но и на головы некоторых представителей сербской молодёжи. Так, парикмахер Марио Хвала потратил восемь часов на то, чтобы выбрить на затылке молодого парня портрет российского президента.
Говоря о сегодняшней Сербии, надо понимать, с кем Москва имеет дело. С одной стороны, это братский православный народ, исторически связанный с Россией. Свою независимость от Османской империи Белград, как и другие государства Балкан, получил благодаря Российской империи. Ради той же братской Сербии Россия в 1914 вступила в разрушительную для себя Первую мировую войну.
Но когда мы говорим о геополитической ориентации, то здесь совсем другие реалии. После 1999 года Сербия стремительно окружалась натовскими странами. В 2004 году в Североатлантический альянс вошли Болгария и Словения, в 2009-м — Албания и Хорватия. В 2017 году в блок вступила Черногория, а сейчас путём переименования в НАТО хотят протащить и Македонию. Параллельно с расширением альянса шло присоединение этих же стран к Европейскому союзу, на что сейчас вместе с Албанией, Косово и Боснией претендует и сама Сербия.
У оказавшегося в одиночестве Белграда не остаётся другого варианта, кроме как идти по пути своих соседей. Однако за своё вступление в сытый и финансирующий его Европейский союз Сербия должна заплатить высокую цену. Европейские и немецкие политики поставили Вучичу ультиматум: «Либо признаешь Косово, либо забудь о евроинтеграции». Помимо прочего, одним из условий Брюсселя является и присоединение к антироссийским санкциям. Вопреки своей официальной риторике о незыблемости границ Сербии, на деле Александр Вучич медленно, но верно ведёт страну к ЕС и, следовательно, признанию Косово. Чего ещё ожидать от политика, чьим советником является сын Сороса и Тони Блэр? В прошлом году Вучич провёл переговоры с главой самопровозглашённого Косово Хашимом Тачи. Стороны обсуждали компромиссный проект с обменом территорий и корректировкой границ.
А. Вучич
Несмотря на позицию властей, некоторые сербы рассчитывают, что Россия помешает Вучичу сдать Косово. Накануне депутат сербского парламента и лидер партии «Двери» Бошко Обрадович направил Путину открытое письмо, в котором призвал рассказать «правду о Косово» и отказаться поддерживать Вучича.
Я верю, что Вы не можете оказать поддержку властям, которые готовы отказаться от части территории своего государства, потому что Вы хорошо знаете, что для Сербии, Европы и России значат Косово и Метохия как одна из самых важных христианских святых земель. То, что для России Крым — место крещения русского народа, то для Сербии — Косово и Метохия,
— написал Обрадович.
Потеря Сербией Косово и её вхождение в атлантические структуры, безусловно, станет поражением российской геополитики на Балканах. Однако если быть прагматиками, нужно уяснить следующее: если мы не можем повлиять на выбор Белграда, то препятствовать ему сильно не нужно. Лучше Россия будет иметь ещё одну дружественную страну внутри атлантического лагеря, чем ситуацию, когда Сербия вслед за Черногорией обвинит Москву во вмешательстве и попытке государственного переворота.
Единственный реальный вопрос, в котором Вучич может оказаться полезным для Кремля, — это «Турецкий поток». Сербия вместе с Болгарией заинтересована в продлении российско-турецкого газопровода через свою территорию. Это позволит Белграду заработать на транзите, а Москве — расширить своё газовое присутствие в Европейском союзе.
Источник: Царьград