Мы всегда стараемся думать, размышлять и наблюдать за тем, что для нас удобнее. Так уж мы устроены, пытаемся найти наиболее короткий и простой путь. Вот и в словосочетании “российский смартфон” мы обычно признаём только тогда, когда он соответствует нашему представлению. Но реальность гораздо интереснее самой смелой выдумки.

На этой неделе был представлен “российский смартфон” Pixelphone M1. Многие продолжали ругать сам подход, когда оказывалось, что он не совсем в России сделан. Не отделяли мух от котлет и вообще скептически относились к словосочетанию “русский смартфон”. А зря. Но обо всём по порядку.

Помните YotaPhone? Первый аппарат обещали показать ещё в первой половине 2011 года, реальный срок выхода модели — третий квартал 2013 года, а показали его в декабре 2012-го. У проекта YotaPhone крайне непростая судьба, он несколько раз был на грани закрытия. Но, несмотря на все сопутствующие проблемы, телефон всё-таки состоялся, да ещё и в трёх версиях. Я, кстати, долгое время пользовался второй версией, которая резко отличалась от всего, что было на рынке. Эта версия имела свою “фишку”, узнаваемое лицо. И при этом была сделана в России.

Но… Знаете же, что на iPhone пишут? Designed by Apple in California. Никаких “made in China”. Хотя физически произведено именно там. Но степень оригинальной разработки у айфона насколько высока, что заводы можно хоть по всему миру поставить. А головная квартира может быть только в Купертино. Так что нам бы как стране нужно не орать, что “только перенос производств может помочь индустрии” и не морщиться от того, что кто-то начал с дизайна. С локализации продуктов. С замысла. Делая из стандартных кирпичиков нечто своё. Как, например, начинали Xiaomi и Oppo в Китае. Ведь мы живём во времена всемирной кооперации, когда производители комплектующих разбросаны по всему миру, а конечные продукты — это совокупность стандартных блоков, которые заключаются в некий дизайн, отличаются использованными материалами и программным обеспечением.

Словосочетание “российский телефон” звучит уже не первый год потому, что многие видят в этом залог успеха и бесплатный PR. Но всегда такие продукты состояли из стандартных кирпичиков, дизайна, который делала китайская фабрика, и он не был уникален даже для одной страны, а также стандартного программного обеспечения. Максимум локализации – это русская инструкция, фоновые рисунки и пара мелодий. На этом изыски тех, кто создавал “российский телефон”, как правило, заканчивались. В стране отсутствуют люди, которые имеют опыт создания таких устройств, да им и неоткуда взяться, ведь умения напрямую зависят от опыта. В России набраться опыта было негде, так как не существует подобных производств, и вчерашние студенты не могут изучать эти вопросы на практике. Но это не значит, что нельзя создавать индустрию просто с нуля.

Когда мы создавали сотовые сети в России, специалистов тоже неоткуда было взять, кроме как с внешнего рынка. В Yota впервые создали прецедент, и уже за это им можно поклониться в пояс. Когда в 2010 году показывали первый прототип, даже я махал руками на это и не ждал прорыва. Но дело довели до конца. Многие отчего-то считают, что “гениальная” идея – уже достаточный фактор успеха. Но это не так.

К тому же Yota Devices с первых шагов защищали свои разработки, получали патенты на все технологии, которые были задействованы в устройстве. Затем началась работа с крупными поставщиками комплектующих. Просто так получить новейшие технологии по адекватным ценам просто невозможно. Единственное исключение может быть в том случае, если такая компания демонстрирует уникальный продукт и подход, то, что может подкупить партнёров и дать им те или иные выгоды.

Это совсем нетривиальная задача – найти подход к крупному производителю комплектующих и заинтересовать его.

Например, у всех на слуху Gorilla Glass, уже целых пять поколений. Но в Yota Phone использовали 3D Gorilla Glass, которое разрабатывалось специально для защиты eInk-экрана. Это стекло изначально изогнуто.

Итого в Yota Device смогли разработать промышленный дизайн смартфона (от и до, включая все материалы), уникальную черту и ряд софтовых фишек. Фактически, предложить свою трактовку смартфона на Android, которая отличается от всех иных аппаратов. И эта модель пробила рынок и стала событием. Вторая версия, несмотря на высокую цену, стала хитом.

Сколько же стоило разработать такой аппарат?

В интервью “Ведомостям” генеральный директор Владислав Мартынов рассказывал, что стоимость создания центров разработки, двух моделей телефона, а также офисов продаж, получения патентов, одним словом, построения бизнеса по производству телефонов, вылилась в 50 миллионов долларов. Дорого? Так это смотря с чем сравнить. Ракету в космос запустить дороже. Но нам свои телефоны, компьютеры и планшеты нужны не меньше ракет. Хотя бы не только из соображений моды. А из безопасности.

Когда у тебя ОС сделана в США, а железо в Китае, как-то сложно хранить секреты в самом интимном. Смартфон ведь сегодня — это продолжение руки, часть тела. Так что прорывы в этой области нам ещё понадобятся.

Поэтому не ругайте робкие попытки пианиста играть. Лучше давайте все сядем за наше пианино.

Источник:tsargrad

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *