Вооруженные Турцией сирийские «оппозиционеры» вовсю стреляют из переносных зенитно-ракетных комплексов по российским самолетам. Пока что безрезультатно.

Буквально недавно большинство российских СМИ в радужных тонах описывали плодотворное российско-турецкое сотрудничество, которое называли едва ли не стратегическим партнерством.

Внешне всё так и выглядело – закончено строительство газопровода «Турецкий поток», вовсю продолжается строительство первой турецкой АЭС «Аккую», также Турция стала первой страной НАТО, купившей российские зенитные комплексы большой дальности С-400.

Всё это действительно говорит о том, что Россию и Турцию связывают весьма тесные партнёрские отношения. И, как говорится в таких случаях, совет да любовь, если бы не одно, а сразу несколько «но»…

Не надо забывать, что 24 ноября 2015 году турецкий истребитель F-16 сбил российский бомбардировщик Су-24, что привело к гибели подполковника Олега Пешкова. Высшее руководство России расценило это как «нож в спину» и пообещало туркам проблемы, в частности, было заявлено, что помидорами они не отделаются.

Проблемы у турок действительно начались и весьма серьёзные. Достаточно вспомнить о фактическом закрытии российскими туроператорами турецкого направления и приостановлении ряда проектов. Правда, достаточно быстро отношения начали восстанавливаться, но 19 декабря 2016 года в Анкаре был убит российский посол Андрей Карлов.

Убийство посла во все времена считалось тягчайшим преступлением и служило однозначным casus belli – поводом для объявления войны.

Страны могут находиться в каких угодно отношениях, хоть накануне их полного разрыва, но убивать послов – это нечто из ряда вон. Даже нацистская Германия, напав на СССР 22 июня 1941 года, не нарушила иммунитет советских дипломатов и отправила их домой через нейтральную Турцию.

Стоит отметить, что в обоих случаях турецкая сторона повела себя, мягко говоря, двулично.

Понятно, что пилот турецкого F-16 не мог самостоятельно атаковать Су-24, а должен был получить на это соответствующий приказ от вышестоящего начальства, которое, в свою очередь, также должно было иметь четкие указания, как поступать при встрече с российскими самолетами.

Можно не сомневаться, что и указания, и приказ были. В армии не бывает так, чтобы всё шло самотёком. Но турки нашли «стрелочника», представив дело так, что пилот сбил российский бомбардировщик, якобы, по собственной инициативе.

Такая же версия была и после убийства посла Андрея Карлова – турецкая власть заявила, что моя хата с краю, ничего не знаю, а виновным назначили очередного «стрелочника».

Якобы, какой-то сбрендивший радикал прошел на закрытое мероприятие по… полицейскому удостоверению, да ещё и с оружием и застрелил посла Карлова перед телекамерами. Случайность? Ну конечно. Ведь в Турции практически каждый второй ходит не только с пистолетом, но и с полицейским удостоверением. Вот и проникают непонятные люди в любые места, даже туда, где выступают иностранные послы.

Самое удивительное, что в России эту туфту проглотили. Вернее, сделали вид, что верят в данную версию, и это объяснимо – очень уж не хотелось окончательно рвать и без того висящие на ниточке отношения. Ведь на кону стояло исполнение контракта на строительство АЭС «Аккую» стоимостью 22 миллиарда долларов, да и про «Турецкий поток» забывать не надо. А кроме них были и другие масштабные проекты.

И вот на днях, 20 февраля, в сирийской провинции Идлиб чуть не приключился третий «удар в спину», когда по российскому Су-24 был произведен выстрел из ПЗРК.


К счастью, ни самолет, ни летчики не пострадали. Если быть точнее, то после того, как протурецкие боевики при поддержке турецкой артиллерии начали наступление на сирийскую армию в направлении селений Кминас-Найраб, по наступающим нанесли удар российские самолеты.

В результате было уничтожено несколько единиц бронетехники и автомобилей. Турция заявила о двух погибших танкистах, что доказывает тот факт, что в рядах боевиков воюют турецкие военнослужащие на турецкой бронетехнике.

Впрочем, это и раньше не было секретом. Более того, те самые «неустановленные лица», что произвели выстрел из ПЗРК по российскому Су-24, наверняка также являются турецкими военнослужащими. Ведь одно дело стрелять по сирийским танкам из ПТУР, и совсем другое дело – стрелять по самолетам из ПЗРК.

Данный вид оружия находится под международным контролем, и это понятно, так как «бесхозный» ПЗРК в руках террористов представляет серьезную угрозу для гражданских самолетов. И если противотанковые комплексы распространяются по миру бесконтрольно, то за ПЗРК какой-никакой контроль, но всё же существует.

Разумеется, после распада СССР и многочисленных вооруженных конфликтов последних десятилетий контроль за оружием свёлся к минимальному, но всё же вряд ли Турция захочет стать участницей громкого международного скандала. Если вдруг, предположим, где-нибудь в Западной Европе «неустановленные лица» возьмут да и собьют пассажирский самолет. А потом при изучении обломков ракеты выяснится, что данный ПЗРК числился за турецкой армией. Вот тут точно помидорами не отделаешься. Поэтому хочется верить, что турки за распространением своих ПЗРК следят и они не попадут в руки первого встречного «борца с режимом».

События последних дней привели к охлаждению российско-турецких отношений. Это следует даже из новостных выпусков российских СМИ, которые прямо называют Турцию виновником неисполнения ранее заключенных договоренностей. В Турции ситуация ещё хуже – там во всем винят Россию, а российское посольство в Анкаре взято под охрану после угроз послу Алексею Ерхову.

Буквально недавно Турция была наш дорогой друг и товарищ, а теперь тон высказываний поменялся. И если эрдогановское «Слава Украине!» во время визита турецкого президента в Киев ещё как-то проглотили, то вот когда в Идлибе российские и турецкие военные уже смотрят друг на друга в прицелы не только автоматов, говорить о былом партнерстве как-то неуместно. Хотя пока и не дошло до риторики 2015 года, когда в адрес Турции раздавались громкие и очень часто непарламентские выражения.

Но история запросто может повториться, если опять некие «неустановленные лица» выстрелят из ПЗРК по российскому самолету, а учитывая тот факт, что в Идлибе российская авиация летает много и часто, такой вариант развития событий исключать нельзя. Нельзя исключать и того, что выстрелят они не в белый свет, как это было 20 февраля, а сумеют повредить, а то и сбить самолет. А если ещё и выяснится, что эти «неустановленные лица» служат в турецкой армии, то несложно предугадать реакцию России.


Реджеп Тайип Эрдоган на российско-турецких переговорах.

 

Вопрос только в том – а что дальше?

В 2015 году, когда был сбит Су-24 и погиб подполковник Олег Пешков, ещё не было «Турецкого потока», вентиль от которого теперь находится в руках Эрдогана. Тогда можно было обещать туркам кузькину мать и стращать их помидорами. А попробуй постращай теперь, когда Эрдоган может взять, да и перекрыть вентиль трубопровода стоимостью 7 миллиардов долларов. Перекроет, разумеется, у себя, на турецком берегу.

Помимо этого, в строительство АЭС «Аккую» за прошедшие годы вложено ещё больше миллиардов долларов. Как прикажете быть со стройкой этого объекта? А ведь это не котельная строится, а атомная электростанция, для которой в России изготавливается уникальное оборудование. С ним что делать, если русско-турецкие отношения рухнут ниже уровня 2015 года?

Кроме того Эрдоган, как известно, человек жесткий и волевой, может в свою очередь устроить локальную кузькину мать и с помощью наших комплексов С-400 возьмёт, да и объявит бесполётную зону над значительными территориями как Турции, так и Сирии. В конце концов, он может попросту перекрыть Босфор и снабжение российской группировки в Сирии моментально станет очень серьёзной проблемой. Во всяком случае, стоимость снабжения по другим маршрутам вырастет на порядок, а по сложности – в разы.

Ещё при царях было ясно, что дружба с Турцией, несмотря на кажущиеся выгоды, может идти только во вред национальным интересам. Помнится, недалекий император Николай I не решился выкинуть Турцию из Европы в Малую Азию, посчитав, что Турция является одним из самых желательных и предсказуемых партнеров.

Турки оценили этот добрый жест глупого царя и спустя некоторое время заявились в Крым в сопровождении англо-французских друзей и едва не отняли у России Севастополь с Балаклавой. А сам Николай I позора той войны не пережил и умер то ли от инфаркта, то ли от нервного перенапряжения.

В начале двадцатых годов уже большевики спасли турок от разгрома в греко-турецкой войне и получили не добрососедское государство, а все того же старого османского хищника, хоть и переодевшегося в цивильный европейский костюм и снявшего феску.

В годы Великой Отечественной войны СССР запросто мог получить второй фронт не на Дальнем Востоке, а в Закавказье. Именно вступления в войну Турции, а не Японии, на стороне Германии больше всего опасались в СССР в 1941-1942 годах.

Если кто позабыл, Третья мировая ядерная война едва не разразилась не из-за размещенных на Кубе советских ракет, а из-за размещенных в Турции ракет американских.

Знаменитому «Карибскому кризису» предшествовало согласии Турции разместить на своей территории ракеты Jupiter с ядерной боевой частью. Эти ракеты с дальностью стрельбы 2400 километров накрывали европейскую часть СССР, фактически делая страну беззащитной. То есть уже в 1961 году Турция была готова не просто ударить в спину, после всего того, что большевики сделали для неё во время греко-турецкой войны, но и стать плацдармом для уничтожения СССР.

Один раз, благодаря активному участию Турции в Первой мировой войне, уже была уничтожена Российская империя, но в 1961 году Турция была не прочь уничтожить ещё и Советский Союз.

Ещё несколько столетий назад было предельно ясно, что Турция никогда не может быть дружественной страной просто по определению. Попытка совместить российско-турецкую дружбу и геополитические интересы будет напоминать анекдотичную попытку скрестить ужа и ежа, в результате которой получилось три метра колючей проволоки и больше ничего. Точно также и всякие попытки видеть в Турции друга и партнёра будут заканчиваться либо Крымской войной, либо крушением империи.

Зададимся простым вопросом – после того как у Турции появятся баллистические ракеты, разработка которых сейчас идет полным ходом, на кого они будут нацелены? Вряд ли на Грецию, страну НАТО.

Турцию всегда можно и нужно было рассматривать лишь как временного «попутчика» в достижении собственных целей, а в остальное время к Турции, и особенно Эрдогану, надо относится крайне настороженно. Если, конечно, вместо очередного ножа в спину не захочется получить вдобавок и ятаганом по голове.

Именно такой была политика СССР – с турками особо не дружили, но и не ругались. Сотрудничество было, но не очень близкое и уж тем более никому бы в СССР не пришло в голову обучать турок азам ядерной энергетики и продавать такое серьёзное оружие как С-400. Но с 1992 года разнообразные бизнес-проекты стали важнее геополитики, важнее настолько, что забыта всякая осторожность.

Но можно не сомневаться – Эрдоган не будет Эрдоганом, если не исправит эту «оплошность» и не окатит «партнёров» ледяным душем. И этого от него можно ожидать всегда – как через год, так и через день.

 

Новостной портал Новости 24. Последние новости сегодня в России и в мире

Источник: km

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *