Впервые за два года Владимир Путин и Олаф Шольц провели телефонные переговоры. Примечательно, что инициатором беседы выступил именно Берлин. Событие вызвало ажиотаж: пока на Украине заявляют о том, что Шольц якобы открыл ящик Пандоры, некоторые наблюдатели связывают с разговором надежды на урегулирование противоречий Москвы и Запада. Чего в реальности стоит ждать от этой беседы?
Владимир Путин и Олаф Шольц
При этом в официальном
«Предложения России хорошо известны и изложены, в частности, в июньском выступлении в российском МИД. Возможные договоренности должны учитывать интересы Российской Федерации в сфере безопасности, исходить из новых территориальных реалий, а главное – устранить первопричины конфликта», – говорится в заявлении Кремля.
Также Путин и Шольц поговорили об отношениях двух стран. Российский лидер констатировал их деградацию по всем направлениям из-за недружественного курса властей Германии. Он добавил, что Москва всегда выполняла свои договорные и контрактные обязательства в сфере энергетики. Таким образом, Россия готова к взаимовыгодному сотрудничеству, если к этому будет проявлен интерес с немецкой стороны.
Кроме того, политики поговорили о ситуации на Ближнем Востоке. Путин сообщил Шольцу о том, какие именно усилия принимает Россия для деэскалации в этом регионе. Лидеры условились, что их помощники продолжат поддерживать связи в дальнейшем.
По
При этом звонок Шольца уже
«Лидеры общались на протяжении часа. Судя по всему, для Шольца было принципиальным поговорить с Путиным раньше, чем это сделает Трамп. Таким образом, канцлер выступил не только как представитель ФРГ, но и выразил мнение всего Евросоюза», – сказал газете ВЗГЛЯД германский политолог Александр Рар.
«Европа осталась в игре. И это очень важно. В союзе имеются разные точки зрения на возможность диалога с Россией. Премьеры Словакии и Венгрии, Роберт Фицо и Виктор Орбан, выступают за дипломатическое урегулирование, в то время как ряд других стран категорически против подобного подхода», – отмечает собеседник.
«Возможно, некоторые рассмотрят в действиях Шольца предательство интересов ЕС. Однако канцлеру было необходимо вписать свое имя в лагерь «миротворцев». Его главный оппонент на выборах
«Что касается оценок беседы, то Россия продвигает позитивную линию, а немецкие СМИ – негативную.
В ФРГ многие издания и газеты откровенно поддерживают Мерца. В реальности же спектр обсуждаемых вопросов оказался крайне широким. Говорили в том числе и о возможностях эксплуатации «Северного потока», – говорит он.
«Но Шольц не мог не учитывать позицию Брюсселя, Парижа и Украины. Конечно, этот фактор также оказал влияние на разговор в целом. То, что разговор состоялся, – это уже большая удача, позволяющая рассуждать нам о возможности урегулирования противоречий. Но впереди еще многое предстоит сделать», – акцентирует Рар.
Звонок символичен самим фактом,
«Если и когда всерьез зайдет вопрос о мирных соглашениях, значение будет иметь мнение Москвы, Вашингтона и Киева как непосредственной стороны конфликта. Остальным в лучшем случае достанется вспомогательная роль. Наиболее показательно, что Шольц позвонил, когда стало очевидно, что американская позиция будет кардинально меняться», – добавляет политолог.
«Надо сделать вид, что Европа тоже способна действовать проактивно. Поскольку предложить ЕС нечего, пока чего-то не предложат из США, наполнения помимо обмена прежними лозунгами в разговорах европейских представителей с Путиным не появится. Не надо и ожидать. Но индикатор атмосферы достаточно убедительный», – говорит Лукьянов.
То, что Москва и Берлин обменялись мнениями на высоком уровне впервые за два года, – это пусть и небольшой, но важный шаг на пути к мирному урегулированию украинского конфликта. Но и переоценивать его не стоит, сказал газете ВЗГЛЯД Иван Кузьмин, автор отраслевого Telegram-канала «Наш друг Вилли», эксперт по Германии.
«Сам разговор стал возможным благодаря целому ряду внутри- и внешнеполитических факторов, принудивших Германию одной из первых среди западных государств взять на себя инициативу», – полагает он.
С одной стороны, победа Дональда Трампа на выборах в США
«Общество устало от противостояния с Москвой. Значительная часть населения ждет его окончания, что наиболее ярко
«Однако СМИ Германии и России описывают прошедший разговор по-разному. В ФРГ журналисты ориентируются в основном на тему Украины, а российские медиа подчеркивают обширность тем состоявшейся беседы, включая вопросы энергетики и Ближнего Востока. Такой перекос также объясняется внутриполитическими причинами», – напоминает он.
«Среди немцев растет доля людей, желающих более критичного отношения Берлина к поддержке Израиля. Но сделать это практически невозможно. В отношении же СВО наметились логичные пути окончания противостояния. И обществу можно «продать» завершение одного конфликта вместо другого», – рассуждает собеседник.
Ну а для Москвы предпосылки для будущего взаимодействия с Берлином выглядят «максимально четко». «Одна нитка «Северного потока» до сих пор существует и может