До сих пор многие с трудом представляют себе, что именно отмечается в этот день. Последние новости сегодня. Свежие новости.
4 ноября российским гражданам в очередной, 13-й по счету раз, предстоит отпраздновать День народного единства (ДНЕ для краткости), который стал выходным в 2005 году.
ак показывают опросы, до сих пор многие с трудом представляют себе, тем более могут внятно сформулировать, что именно отмечается в этот день в стране и почему вдруг исчез привычный “красный день календаря” с его демонстрациями, знаменами и массовыми шествиями.
Мы, изучив данные соцслужб и поговорив с экспертами, убедились, что какой-либо смысловой основы День народного единства так и не приобрел. Ни в глазах народа, ни в глазах власти. И есть опасения, что не приобретет и в дальнейшем.
Главная социологическая служба России – ВЦИОМ – опубликовал накануне 4 ноября новые данные о том, как российские граждане воспринимают и как “расставляют” праздники по собственной шкале ценностей. Сразу заметим – мало что изменилось со времени предыдущих опросов. Новый год является важнейшей датой для большинства, его отмечают 96% опрошенных, далее по убывающей: День Победы (95%), Международный женский день (88%), День защитника Отечества (84%), Пасху и Рождество Христово в православной по преимуществу стране выделяют 82% и 77% соответственно.
Хорошие показатели у 1 мая (который стал “Праздником весны и труда” без какой-либо идеологической составляющей) и День России, у них 63% и 54% соответственно. Так выглядят в глазах опрошенных восемь главных праздничных дней в году, по данным близкого к власти ВЦИОМа.
В этом ряду День народного единства, как выяснили социологи, намерены отмечать лишь 42% опрошенных, по данным других социологических центров, еще меньше.
Есть мнение, что не прижившаяся у народа традиция отмечать якобы победу над поляками (или их уход из Кремля, или какое-то схожее событие в далеком 1612 году, версии разнятся, – прим.) все больше раздражает теперь уже не только “низы”, а сами “верхи”. Положа руку на сердце, едва ли даже самый упертый пропагандист сможет, как говорится, с толком, с чувством, с расстановкой объяснить, отчего нужно праздновать именно 4 ноября и категорически не праздновать отстоящее на три дня 7-е?
“Концептуально задумались об отмене Дня народного единства. Сурковское наследство (бывший заместитель главы Администрации президента Владислав Сурков, ныне спецпредставитель по Донбассу, – прим.) генерит больше проблем, чем смыслов. Продолжать эту Игру уже нет желания”, – пишет телеграм-канал “Старая площадь”.
Прочие телеграмщики отмечают, что сменивший на посту главного идеолога в АП Суркова Вячеслав Володин (ныне, как известно, работающий уже спикером Госдумы) быстро прикрыл все молодежные проекты предшественника, что-то “ушло” за ненадобностью само.
Вспомним все эти “Наши”, “Идущие вместе”, “Молодая гвардия Единой России”, была также “Россия молодая” и еще много проектов и проектиков помельче. Все эти “псевдообщественные” и “псевдомолодежные” проекты мы упомянули лишь с одной целью – именно на них во многом делалась ставка властью в начале празднования 4 ноября, то есть в 2005 году.
У каждого тогдашнего активиста и “пламенного борца” за режим судьба сложилась по-разному: кто-то в связи с явным выходом из “молодежного” возраста стал федеральным чиновником, как Василий Якеменко, кто-то уехал на “загнивающий Запад” и устроился в США (активистка “Наших” Мария Дрокова), кто-то вообще сел за растрату бюджетных денег на собственные нужды, как Максим Мищенко, экс-депутат Госдумы и экс-лидер почившей в бозе “России молодой”.
Пожалуй, самую успешную карьеру в течение 2005 и последующих лет сделали комиссары МГЕР из Челябинской области Владимир Бурматов (руководит ныне комитетом экологии и защиты окружающей среды в Госдуме) и Руслан Гаттаров, работающий вице-губернатором Челябинской области. Была еще Кристина Потупчик, работавшая в Администрации президента, сейчас, впрочем, мало заметная…
Как только власть немного “сдала” назад в деле активного продвижения 4 ноября в умах и сердцах народа, ни сами прикормленные в период Суркова молодежные движения, ни их повестка оказались не нужными. Ну в самом деле, не продолжать же бессмысленно жечь книги литератора Владимира Сорокина, которого в те годы обвиняли в “порнографии” и только что не в пропаганде педофилии? Долго такие вещи не работают, а других нет.
“Я думаю, что кризис реальный у всех этих “псевдомолодежек” случился после 2014 года, после Крыма и Донбасса, – комментирует Накануне.RU левый активист, депутат Госдумы второго созыва Дарья Митина. – Когда люди, и молодые люди в том числе, стали в массовым порядке уезжать на фронт в непризнанные республики, сражаться там, собирать и доставлять помощь… Вы видели хоть какое-то движение от “прокремлевских” в этом смысле? Нет, я тоже не видела.
Вот тут, похоже, власти и задумались всерьез – а зачем они вообще нужны? По крайней мере, в таком количестве и за такие деньги? Финансирование продолжается, но уже в значительно меньшем объеме, просто по инерции. Реальной повестки для них нет, реальных, а не надуманных акций никогда не было, отсюда и такой печальный итог”.
По ее словам, еще одним “запредельным” ударом для власти были прошедшие в 100-летний юбилей революции торжества в Москве и в Санкт-Петербурге. Куда без всякого приглашения и тем более финансирования от правительств съехалось до 7 тыс. заграничных граждан. Приехавших отметить именно столетний юбилей Октября. Потратив кучу нервов на оформление документов, истратив кучу денег на поездку.
“Без всякого, повторяюсь, участия и финансирования со стороны государства. По нашим данным, до 5 тыс. иностранцев в Москву год назад приехали почтить революционные события, до 2 тыс. – в Питер. Вот тут, наверное, у сидящих в Администрации президента чиновников сердце и екнуло – как же так? А мы своих растили, создавали, финансировали, а они где?
И сразу стала понятна бессмысленность и искусственность всей этой затеи с празднованием “ухода поляков из Кремля”. Зачем, кому это нужно? Это было бессмысленно в момент создания, стало очевидным сейчас – не будет народ праздновать не пойми что. А День Великой Октябрьской социалистической революции праздновали и празднуют!” – добавляет Митина.
Соглашается с этим мнением социолог и публицист Борис Кагарлицкий, заметивший, что 4 ноября как искусственный конструкт не мог и не стал праздником в привычном смысле этого слова для России.
“Нельзя выдумать просто так праздник и заставить людей отмечать его. В лучшем случае, к нему будут относиться, как к дополнительному и неожиданному выходному, что, кстати, и происходит сейчас. Праздновать люди готовы какие-то переживания, радостные или трагичные, даже не так важно, но должны быть смыслы, которых в 4-м ноября нет. По крайней мере, большая часть людей их не видит. Отсюда и отношение к празднику, который таковым по факту не является”, – комментирует собеседник.
Оба эксперта согласны, что присутствует некоторая растерянность во власти – и что теперь делать? Не праздновать вообще ничего? Или пытаться приучить людей к 4 ноября, подавляя любые попытки празднования Октября?
“Как с чемоданом без ручки – тащить тяжело и бросить жалко. Но по факту праздновать 4 ноября нечего, а 7 ноября разрешить – страшно. Слишком о многом дата напоминает”, – рассуждает Митина.
“Как выход для властей (а вообще-то хорошо бы их самих спросить об этом) – да, вообще ничего не праздновать, ни 4, ни тем более 7 ноября. Сделать ноябрь весь рабочим месяцем с выходными, которые “по плану”. Проблема, мне кажется, в том, что сейчас в Правительстве сидят суперрациональные либералы, которые даже в идеях Владислава Суркова и его искусственно выдуманного праздника уже не видят смысла.
Эти люди никак не соотносят себя со страной, которой они управляют, обратите внимание, они постоянно заняты поисками какого-то “образа будущего”, который пытаются придумать. Того будущего, которое никак не вытекает ни из сегодняшнего настоящего, ни тем более, из нашего общего прошлого. О чем говорить? Им не нужен ни Октябрь, ни День народного единства”, – отмечает Кагарлицкий.
Оба эксперта, впрочем, не исключили и варианта, когда ДНЕ попросту тихо уйдет в историю, оставив у людей странное послевкусие – а что это, собственно, было?..