Впервые в истории объем ВВП РФ превысил 100 трлн рублей, а темпы роста в 2,3% – самые высокие за последние шесть лет. Они превзошли прогнозы даже самого оптимистичного российского ведомства – Минэкономики. Почему подсчеты Росстата по динамике экономики вызвали столь жаркие споры? И чем же объясняется такой приятный сюрприз?

Объем ВВП увеличился с 92 трлн до 103 трлн рублей в 2018 году. Впервые в России объемы российской экономики превысили отметку в 100 трлн.

Темпы роста на 2,3%, о которым отчитался Росстат, многих удивил. Такого не было с 2012 года, когда ВВП увеличился на 3,7%. Потом темпы роста стали замедляться: в 2013-м – рост на 1,8%, в 2014-м – на 0,7%, а в 2015 году российская экономика и вовсе просела на 2,5%. В 2016–2017 годах она вернулась к росту (плюс 0,3% и плюс 1,6%).

В этом году падения тоже не ждали. Однако статистика Росстата стала для многих неожиданностью, так как превзошла не только прогнозы экономистов, но и предсказания профильных российских ведомств. Даже самое оптимистичное в этом отношении учреждение – Минэкономики – не предвидело такого прорыва. Там прогнозировали рост ВВП в этом году на 1,8%, и только в конце января министерство увеличило прогноз роста до 2% на фоне пересмотра темпов строительства. Оно выросло на 5,3% в прошлом году, насчитал Минэк.

Центробанк тоже промахнулся с прогнозом. В декабре он ожидал, что ВВП в 2018 году может оказаться вблизи верхней границы прогнозного интервала в 1,5–2%. Причем рост на 2% там также связали с пересмотром динамики строительных работ, большая часть которого пришлась на начало 2018 года.

Большинство иностранных и российских экспертов и экономистов ожидали еще более скромного роста российского ВВП, чем Минэк и ЦБ – в районе 1,5–1,8%. Самый оптимистичный прогноз среди экономистов, опрошенных Bloomberg, указывал рост на 1,9%.


Не удивительно, что статистика Росстата многих поразила и вызвала бурную дискуссию. Даже главный экономист ВЭБа Андрей Клепач высказал свои сомнения. Год назад он прогнозировал экономический рост в России в 2018 году на уровне 1,5%. «Мои оценки показывают, что он примерно такой и есть. Всему остальному я пока не склонен доверять», – заявил он ТАСС.

Во вторник Росстат попробовал объяснить свои подсчеты на фоне шквала недоверия. При расчетах ведомство опиралось на предварительную оценку основных макроэкономических показателей и статистические данные о результатах деятельности организаций за год, а также использовало данные об исполнении консолидированного бюджета России, оценку платежного баланса, индексы внешней торговли и другую информацию.

Как отмечает Росстат, на рост ВВП повлиял рост индекса физического объема добавленной стоимости во всех отраслях, кроме сельского и лесного хозяйства плюс рыболовства. Наибольший вклад внесли добыча полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля, транспортировка и хранение, а также строительство. Также на рост ВПП значительно повлиял опережающий рост экспорта (6,3%) над импортом (3,8%).

Росстат также отметил благоприятный внешний фон для экспорта, что привело к росту доли чистого экспорта товаров и услуг в структуре ВВП на 4,6%.

Валовый внутренний продукт в строительстве вырос на 4,7%. Более высокие темпы наблюдались только в финансовой и страховой сфере (рост на 6,3%), а также в работе гостиниц и предприятий общественного питания (рост на 6,1%), отмечает Росстат.

Неожиданный весомый вклад строительства в ВВП частично объясняется тем, что были получены новые данные по Северной Сибири, где «Новатэк» построил и ввел завод «Ямал-СПГ» стоимостью 27 млрд долларов. Успех гостиничного бизнеса и общепита объясняется проведением чемпионата мира по футболу этим летом.

«Строительство действительно показало в отдельных регионах рост, например, в Чувашии оно выросло в 2018 году почти на 25%. При этом темпы жилищного строительства замедлились на 4,9%. Скорее всего, «новый рост» строительства – это не реальный рост, а учетный. Ведь за январь–ноябрь 2018 года рост был полпроцента. Ведомство пересчитало данные и отчиталось о росте строительных работ на 4,7% в прошлом году. В основном, повлияли показатели, пришедшие с Ямало-Ненецкого округа», – отмечает первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова.

«В результате пересчета «Строительство» из отраслевого аутсайдера превратилось чуть не в основной драйвер роста ВВП – его вклад в улучшение ВВП страны составил по итогам 2018 года примерно 0,3–0,4 п. п.», – говорит директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. Для понимания: в 2017 году строительство дало минус 0,1 п. п. к ВВП.


Эти данные Росстата создают больше вопросов, чем дают ответов, считает главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович. «Недоумение вызывает даже не сам факт включения объемов работ, связанных с «Ямал-СПГ», в строительство, а то, что столь существенный рост в «стройке» не фиксируется в данных как грузоперевозок, так и производства строительных материалов», – удивляется Покатович.

«Неожиданно высокие темпы для некоторых участников рынка, но динамика вполне подтверждается базовой статистикой: по данным РЖД грузоперевозки выросли на 2,2%, а производство электроэнергии за 11 месяцев выросло на 1,85%», – отмечает Тимур Нигматуллин из «Брокер Открытие».

Если со строительством возникают вопросы, то вот экспорт, как драйвер роста российской экономики, не вызывает сомнений.

«По всей видимости, из-за санкционного ослабления рубля мы слишком мало импортировали и слишком много экспортировали, а как известно «чистый» экспорт прибавляется к объему годового ВВП. То есть рост во многом связан с разовыми факторами», – считает Нигматуллин.

Позитивную роль в улучшении динамики ВВП также сыграл рост производственных запасов, добавляет Остапкович. Это выражается в интенсивной закупке впрок оборудования, сырья и материалов, которые могут подорожать. Сыграл свою роль ЧМ–2018, выросло также кредитование, помогли и высокие цены на нефть, указывает Касьянова.

Добыча полезных ископаемых, которая выросла на 3,8%, внесла наибольший вклад в рост физического объема ВВП, так как ее удельный вес в ВВП остается существенным – около 10%,

считает Анастасия Соснова из ИК «Фридом Финанс». Тогда как вклад строительства в ВВП традиционно не превышает 6–7%, поэтому нельзя сказать, что рост ВВП на 2,3% целиком нарисован, добавляет она. Осенью в рамках сделки ОПЕК+ Россия действительно показала рекордные темпы роста, в частности, по добыче нефти.

«Рисовать рост вряд ли будут, а пересмотреть методики расчетов вполне могут. Статистика – такая наука, где можно добиться лучших показателей за счет правильного подхода. А чтобы обсуждать и критиковать конкретно, нужно иметь на руках все данные, знать, как именно велся подсчет в 2017 году и как он изменился с приходом нового руководителя Росстата», – говорит Касьянова. Если же без изменения методик подсчета, то в реальности рост вряд ли превысил 1,8%, о чем можно судить хотя бы по покупательскому спросу – он продолжает снижаться, заключает она.

Покатович тоже придерживается мнения, что рост ВВП РФ, приближенный к российским реалиям, в 2018 году составил порядка 1,6–1,8%. Однако он допускает, что «в статистических рамках, с учетом пересмотра данных по строительству, рост ВВП мог составить порядка 2%, однако в цифру 2,3% на сегодняшний день поверить трудно».


«Для более глубокого анализа ВВП за 2018 год необходимо дождаться от Росстата оценок полного круга показателей, входящих в структуру ВВП, включая объем инвестиций, – согласен Остапкович из ВШЭ. – Пока вопросы остаются, но будем исходить из факта, что зафиксированный статистической службой рост экономики в 2018 году стал самым высоким за последние шесть лет».

Источник: Взгляд

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *