Первые визуальные данные о характере дырки в «Союзе МС-09» и попытках её спрятать могут свидетельствовать о диверсионном характере деяния.
Как сказал лично глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, операция Олега Кононенко и Сергея Прокопьева по исследованию просверленного отверстия в корабле «Союз МС-09» была «беспрецедентной по сложности и по риску». Выход в открытый космос длился почти семь часов, и космонавтам действительно пришлось изрядно потрудиться, чтобы добраться до того места, где находится выходной канал неведомо кем проделанного в корпусе бытового отсека отверстия.
«Махровые жёлтые. И чёрные»…
В материале, опубликованном непосредственно после выхода Кононенко и Прокопьева для проведения следственных действий в открытый космос, были отражены только первые результаты обследования. Они были не слишком впечатляющи.
Не сразу – пришлось вскрывать не одну, а две панели противометеоритной защиты, – но дырка была обнаружена. А вот каких-либо следов с внутренней стороны панели, которые должно было бы оставить упёршееся в неё сверло, – нет. Это даёт первый намёк на то, что отверстие было сделано до того как корабль укрыли защитной оболочкой.
Кроме самой дырки, Олег Кононенко обнаружил нечто, что он описал словами: «Какие-то махровые жёлтые. И чёрные». С чёрными относительно понятно: герметиком чёрного цвета русские космонавты замазывали отверстие внутри корабля, и нет ничего невероятного в том, что часть материала вышла с уходящим воздухом наружу. Что такое жёлтые образования, предстоит определить на Земле. Туда 20 декабря должен быть доставлен герметичный контейнер с помещёнными в него образцами, снятыми космонавтами с наружной оболочки «Союза».
Если всё пройдёт нормально с посадкой. А то после нелепой до искусственности аварии с «Союзом МС-10» невольно закрадываются подозрения о том, что кому-то очень сильно хочется запрятать концы в воду. «Концы» дырки – звучит, конечно, нелепо, но если кто-то смог устроить такую дорогостоящую диверсию – а один только выход Кононенко и Прокопьева в космос «стоил» под 200 млн долларов, – то и следы он должен стремиться запутать очень качественно.
Во всяком случае, на первом этапе это точно удалось: после расследования в ракетно-космической корпорации «Энергия» там было объявлено, что отверстие было сделано точно не на этапе сборки космического корабля.
И вот теперь эксперты начинают в этом всё же сомневаться…
Заглушка на дырку
Давайте вспомним эту историю. Сначала 30 сентября обнаружилось, что из Международной космической станции происходит медленная, но постоянная утечка воздуха. Место, через которое уходил кислород, искали методом отсечения и, наконец, с удивлением нашли. Оказалось, что атмосфера стравливалась через отверстие диаметром 2 мм, оказавшееся в бытовом отсеке пристыкованного к МКС русского космического корабля.
Тут же появившаяся гипотеза о проделке микрометеорита была немедленно отвергнута – отверстие было слишком ровным, а главное, рядом с ним на стенке были отмечены бороздки, характерные для ситуации, когда сверло не сразу проделывает отверстие, а некоторое время елозит по поверхности.
Дальше начались вопросы. По следам судя, сверлили изнутри корабля. Тогда только два варианта – на Земле или на орбите. На орбите вроде некому, да и неудобно: расследование показало, что для проделывания отверстия в таком месте нужно иметь сверло в 50 см длиной. Да, и 2 мм диаметром. Таких не бывает. А на Земле расследование показало те результаты, о которых сказано выше.
И вот теперь, судя по публикациям в прессе, у экспертов возникают новые вопросы – и как раз к результатам земного расследования…
Оказалось, судя по приводимым в СМИ словам доклада Олега Кононенко ЦУПу, что отверстие в борту корабля было заделано с внешней его стороны. И заделано некоей чёрной субстанцией. И это были не потёки герметика, наложенного космонавтами ранее. Это следует из слов Кононенко:
Всю эту черноту сковырнул, теперь более светлая масса. Снаружи всё сковырнул, остался круг, просто затычка.
Что за затычка? Да к тому же «махровая жёлтая»?
Понятно, что окончательное слово скажут эксперты на Земле, куда должны доставить собранные образцы, а также части листов микрометеоритной защиты и экранно-вакуумной теплоизоляции (ЭВТИ). Но не факт, что это самое окончательно слово в подлинном виде донесут до широкой общественности. А, во-вторых, даже на основании этих данных можно попробовать понять, что же было проделано с кораблём «Союз МС-09» – и на каком этапе его сборки.
Затычка с секретом
Исходить будем из презумпции невиновности.
Твёрдо установлен один факт: отверстие проделано искусственно. Будем считать, что случайно. Ну, мало ли – может, сборщик дырочку для полочки сверлил и переборщил чуток. Забиваешь так гвоздь в стену – и проделываешь случайно дыру к соседям. Что надо сделать, пока начальство не узнало и не взгрело за порчу имущества в несколько миллиардов рублей? Правильно, заклеить дырку герметиком и заделать затем панелями изоляции. Никто и не увидит.
Как заклеить – тоже очевидно. Изнутри, чтобы давление воздуха внутри корабля дополнительно вжимало герметик в дырку. А если заклеить снаружи, то можно «спалиться»: мало того, что воздух будет выталкивать затычку в вакуум космоса, она ещё будет подвергаться регулярному воздействию то тепла, то холода. То есть когда корабль окажется под лучами Солнца, заглушка будет нагреваться под их никакой атмосферой не рассеиваемым излучением. А когда будет заходить в земную тень, то заклеивающая отверстие масса будет охлаждаться почти до абсолютного нуля. Что будет происходить с любым конструкционным материалом при таких условиях? Да. Расширение и сжатие. И напор воздуха изнутри.
Так что теперь совершенно ясно, почему утечка воздуха со станции началась не сразу. Сначала материл затычки должен был деградировать. После чего почти автоматически был вытолкнут давлением атмосферы внутри МКС.
Случайно снаружи дырку заделывали?
А есть ведь ещё и вопросы, проистекающие из технологических схем сборки космических кораблей. Сначала собирают корпус. Затем его обшивают листами противометеорной защиты (ММЗ). Уже их снаружи укрывают слоями экранно-вакуумной теплоизоляции. И делают всё это разные люди, разные бригады. А значит, получается, что бригада, крепившая листы ММЗ, по какой-то причине не заметила заделанную герметиком дырку в корпусе корабля. Которую прекрасно заметил космонавт в открытом пространстве на орбите.
Случайно? В прессе приводились слова профессора МГТУ им. Баумана и бывшего сотрудника РКК «Энергия» Виктора Миненко: «Весь объект доставляется уже собранный на космодром. Ведь корпус корабля, ММЗ и ЭВТИ делают, устанавливают разные бригады, разные люди».
«Значит, надо искать кого-то в цехе», – делает вывод профессор, и с ним трудно спорить.
Это, кстати, снимает подозрения со сборочного комплекса космодрома Байконур, на который они автоматически падали после того как РКК «Энергия» твёрдо заявила по результатам собственного расследования, что отверстие было проделано где-то вне сферы её ответственности. Если верно то, что после сборки на заводе в городе Королёв никто на космодроме уже под защиту не лазит, а заделка отверстия была произведена всё-таки снаружи, то поиски виновников диверсии должны будут вернуться в РКК «Энергия».
Да, диверсии. Ибо набор случайностей слишком велик, чтобы не быть рукотворным…
Источник: Царьград