Вот уже четыре года подряд 3 декабря в России отмечается День Неизвестного Солдата. Это относительно новый праздник, который призван лишний раз напомнить всем нам о подвиге русского народа во имя жизни и мира на земле.
В этот день 52 года назад внимание всей страны было приковано к радио и телевидению. В прямом эфире транслировали траурную процессию. На тротуарах вдоль улицы Горького (нынешней Тверской) толпились люди, многие из них плакали. Слишком живы были еще в памяти страшные 1418 дней войны.
На орудийном лафете к Московскому Кремлю медленно и осторожно везли останки неизвестного солдата, погибшего при обороне столицы. У ворот Александровского сада кортеж встречали маршалы Советского Союза Георгий Жуков и Константин Рокоссовский, которые и сопроводили процессию к месту захоронения. Рокоссовский, кстати, был в числе тех, кто нес гроб на своих плечах.
В этот день в воздухе витала всеобщая скорбь, и каждая мать, не нашедшая своего пропавшего без вести на полях сражения сына, провожала в последний путь неизвестного солдата как своего родного человека. Под залпы орудий останки безымянного героя с почестями предали земле.
Могила Неизвестного Солдата появилась в СССР только спустя 21 год после окончания Великой Отечественной войны. К этому времени мемориалы, посвященные безымянным воинам, уже были в Польше, во Франции, в Италии, в Сербии. Они там возникли сразу после окончания Первой мировой войны. Советские партийные деятели и лидеры всегда начинали свои официальные зарубежные визиты с посещения этих памятников.
Идея создания такого мемориального комплекса в СССР витала еще при Никите Хрущеве, но воплощение в жизнь получила только с приходом к власти Брежнева. Этот вопрос в простом телефонном разговоре с первым секретарем Московского горкома Николаем Егорычевым озвучил председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин. Ему показалось странным, что в стране до сих пор нет места, где люди могли бы отдать дань памяти погибшим и пропавшим без вести в годы войны, склонить свои головы и возложить цветы. Егорычев и сам очень долго вынашивал подобную идею. Ведь он был фронтовиком и участвовал в боях за оборону столицы.
Посчитав вопрос организации Могилы Неизвестного Солдата делом чести, Егорычев приступил к активным действиям.
Мемориал всенародного значения решили создать к 25-летию разгрома немецких войск под Москвой. Среди возможных мест размещения значились Новодевичье кладбище, Манежная площадь, площадь Репина (Болотная), набережная Мориса Тореза (Софийская) и перекресток Кутузовского проспекта и Дорогомиловской улицы. Но решено было сконцентрироваться именно на Красной площади, где посещение памятника стало бы более доступным для людей. Это оказалось не лучшим вариантом, так как на главной площади страны просто негде было размещать подобного рода памятный комплекс.
Выбора особо не было, поэтому решено было остановиться на Александровском саде, который в то время представлял из себя прогулочный парк. Символичным оказалось и то, что он был основан в 1812 году, сразу после победы русской армии над Наполеоном.
По задумке авторов мемориала, Александровский сад должен был стать местом почитания памяти жертв сразу двух отечественных войн. Но и здесь возникли сложности — Брежнев выступил против. Дело в том, что на месте, где запланировали мемориал, уже стоял памятник революционным мыслителям и борцам за освобождение трудящихся. Появился он в 1918 году и был переделан из обелиска в честь трехсотлетия Дома Романовых. Но Егорычев все же решился отстаивать свою задумку.
Накануне собрания по поводу очередной годовщины Октябрьской революции он представил в неформальной обстановке эскизы будущего памятного комплекса всем членам Политбюро и получил всеобщее одобрение. Таким образом, Брежневу деваться было некуда, и он дал разрешение на перенос памятника пламенным революционерам вглубь сада.
Крайне сложно далось и решение о том, кого хоронить у стен Кремля. Поскольку приближалась 25-я годовщина разгрома немецких войск под Москвой, поиски останков начали вести в тех местах, где проходили ожесточенные бои за столицу. В деревне Крюково, недалеко от Зеленограда, была найдена братская могила. Но важно было соблюсти некоторые требования. Надо было подтвердить, что солдат не был дезертиром, бежавшим с поля боя и расстрелянным за это на месте. Такие останки нашлись. Форма без знаков отличия и с ремнем, что исключало дезертирство, документов при погибшем найдено не было.
После захоронения останков 3 декабря было решено довести мемориал до ума. На надгробной плите разместили бронзовую композицию из солдатской каски, лавровой ветви и боевого знамени. Автором надписи на могиле выступил Сергей Михалков. Он предложил формулировку «Имя его неизвестно, подвиг его бессмертен», но Егорычев посоветовал поменять местоимение «его» на «твой». Так и появилась известная всем фраза
Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен.
Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата зажгли в день официального открытия памятного комплекса, 8 мая 1967 года. В торжественной обстановке факел генеральному секретарю ЦК КПСС передал Герой Советского Союза, летчик Алексей Маресьев.
Брежнев как фронтовик и руководитель СССР решил зажечь огонь лично.
А. Маресьев
Долгие годы Почетного караула у мемориала не было. Только 12 декабря 1997 года указом президента он был перенесен от мавзолея Ленина к Могиле Неизвестного Солдата. С тех пор круглосуточный караул осуществляется военнослужащими Президентского полка.
Профессор Института истории и политики МПГУ Василий Цветков считает, что нашей стране такая памятная дата, как День Неизвестного Солдата, крайне необходима, и надо было придумать ее гораздо раньше:
«Этот праздник нужен нам с точки зрения развития патриотического воспитания молодежи, — сказал он. — Сейчас активно возрождается поисковое движение. И это тоже очень важно, так как наши дети получают возможность устанавливать личности погибших людей. Я считаю, что в этом движении должно участвовать как можно больше школьников, студентов. Это соприкосновение с историей нашей страны, это наше настоящее и наше будущее. Памятник Неизвестному Солдату — это символическая память о всех тех людях, которые не вернулись с войны. По каким-то причинам мы не знаем, где они погибли, не знаем место захоронения пропавших без вести. Но мы должны помнить о них, должны преклонить колени перед их подвигом, перед их доблестью и мужеством».
Источник: Царьград