Одним из возможных ударов по отечественной экономике может стать новый пакет антироссийских санкций со стороны Запада. Последние новости сегодня. Свежие новости.
Вашингтон продолжит регулярно увеличивать санкционное давление на Россию, заявил спецпредставитель США на Украине Курт Волкер, выступая на конференции, организованной Атлантическим советом.
По его словам, администрация Трампа считает эффективным давление на Россию, с тем чтобы заставить Москву «торговаться» в поиске приемлемых решений украинского кризиса. Эта политика будет продолжена, а уже введенные против России санкции будут сохранены, подчеркнул американский дипломат.
Курт Волкер, спецпредставитель США на Украине:
Вы увидите введение дополнительных санкций каждые месяц-два, примерно как сейчас это и происходит. США сейчас тесно работают со своими союзниками в Европе. Это, возможно, удивительно для России, но европейские лидеры стремятся сохранить антироссийские санкции.
В случае масштабного расширения антироссийских санкций ВВП по итогам 2019 года может упасть на 2,5%, а курс доллара в среднем за год может составить 83 рубля. Об этом говорится в пессимистичном сценарии макропрогноза, который представили эксперты Аналитического кредитного рейтингового агентства.
Экономисты разработали три сценария. Все они в той или иной мере учитывают расширение американских санкций против России в ноябре.
Санкции, которые сейчас обсуждаются в американском конгрессе, включают ограничения на покупку новых российских ОФЗ и блокировку счетов российских госбанков в юрисдикции США. Как оценивает АКРА, первая мера может спровоцировать выход иностранных инвесторов из 8–10% российских госбумаг. Что касается мер в отношении госбанков, санкции, ограничивающие расчеты с нерезидентами, поставят вопрос «о конкурентной позиции российских госбанков на российском рынке».
Другая ключевая компонента всех сценариев прогноза – последствия торговых войн США и Китая, которые в той или иной мере могут привести к падению спроса на экспорт из России.
Для сравнения: Минэкономразвития в базовом прогнозе на шестилетку ждет более позитивных результатов. Рост ВВП в 2019 году замедлится до 1,3%. Однако в 2020-м достигнет 3%. А в последующие годы, как заявляют чиновники, будет стабильно превышать 3%. Даже в консервативном сценарии Министерства экономического развития рост экономики с 2021 года превысит 2%. Впрочем, в него не заложено расширение антироссийских санкций.
Насколько реализуемы данные сценарии, мы обсудили с президентом Центра системного прогнозирования Дмитрием Митяевым и доцентом кафедры политической теории МГИМО МИД России Кириллом Коктышем.
Кирилл Коктыш. Дело в том, что любой сценарий – это продление тех трендов, которые есть сегодня. Не учитывается тот факт, если тренд сломается. 6 ноября будет либо победа Трампа, либо победа демократов, но не воспроизводство «статус-кво». А воспроизводство «статус-кво» – это именно тот сценарий, когда санкции будут вводиться.
Если победит Трамп, санкции будут пересмотрены, будет другой Конгресс. Если он проиграет, они утратят свое значение, как дубинка, которой бьют Трампа по голове. Поэтому только в одной трети случаев исходов, если вдруг на выборах не победит никто, это сработает.
Юрий Пронько. Вы к какому сценарию склоняетесь?
К.К. Мне кажется, процентов 60, что победит Трамп. До сих пор ему это удавалось. Если говорить про заявление спецпредставителя, он повторил ту же самую ошибку, которую уже совершила Никки Хейли, и ей это стоило ее поста.
Дело в том, что Трамп предпочитает сохранять себе максимальное пространство для маневра. Он не любит, когда его представители озвучивают стратегии, фактически не оставляя ему, как президенту, пространство для торга. Для него эта ситуация некомфортна, и в этом плане можно сказать что спецпредставитель Трампа, сделав заявление о санкциях, по большому счету подставил себя. Потому что ни один президент не любит, когда кто-то объявляет себя управляющим президента.
Ю.П. Сложно спрогнозировать, чем закончатся ноябрьские выборы. Есть разные мнения. Я хочу рассмотреть худший вариант, когда мы говорим о возможных потенциальных санкциях и ограничениях в части российского госдолга. Несмотря на заявления Мнучина о том, что это будет неправильное решение в отношении крупнейших российских госбанков. Хотя, может, его теперь поправят.
Господин Медведев в интервью Euronews сказал, что это достаточно болезненный будет для нас удар. Ну, наверное, премьер-министр должен был сказать, что мы, конечно, выдержим, все будет хорошо. Как вы считаете?
Дмитрий Митяев. Я не согласен с тем, что основные риски связаны с макроэкономикой. То есть их, в некотором смысле, преувеличивают. Ни по ОФЗ, ни по госбанкам ничего такого суперстрашного не произойдет. Мы даже уже обезопасились, наличку ввезли сюда, 30 миллиардов, даже больше.
Не в этом главная опасность. Я не думаю, что, вне зависимости от любого исхода, этот двухпартийный консенсус в Конгрессе по отношению к России будет сломан. Во-первых, это инерционная машина. Это закон, где практически единогласно проголосовала Палата представителей и Сенат, значит, всё будет работать, и никто это не отменит.
И здесь основную опасность, основные риски я вижу в «поедании медведя по частям». Ведь это между американцами и британцами внутренняя разборка, а мы здесь становимся крайними.
Американцы отжимают в лице Минфина в форме слепого траста значительную часть собственности, которую уже контролируют британцы. Если этот фокус сейчас с Дерипаской прокатывает, и «Русал» действительно уйдет в слепой траст, они начнут отъедать другие сектора. Это же огромный сектор, алюминий, на который замкнута энергетика, наша сибирская энергосистема, все гидростанции.
То есть, если не будет обрушения, а просто они заберут, тогда это будет продолжать здесь работать как есть, только доходы и стратегические решения будут приниматься окончательно уже и бесповоротно не здесь. Но дальше на очереди другие сектора, которые, как они считают, также незаслуженно русскими используются. Черные металлы, например. Они же закрыли свой рынок. И сейчас хотят и глобальный рынок перекроить. В этом смысле процесс только начинается. Если мы будем позволять ему идти так инерционно, просто будет легализация и закрепление итогов 90-х годов.
Ю.П. Что мы можем противопоставить?
Фото: www.globallookpress.com
Д.М. У нас большая палитра. Начиная с национализации. Активы-то эти все в России, производящие. А в офшорах на Западе только рубильник управляющий и еще закредитованность. Поэтому по «Русалу» простая история. Есть расчет: 20% капитала Сбербанка – это риск на «Русал» и En+. 20% в капитале Сбербанка имеют американские инвесторы. Пожалуйста, надо сделать change. Пусть они приходят в свой Минфин и требуют с него.
Ю.П. Отличный вариант. Можно провести делистинг наших компаний, ничего страшного с ними не произойдет, если они уйдут с Лондонской, Нью-Йоркской и других бирж.
Д.М. Сейчас Московская биржа производит реальный делистинг.
Ю.П. Кстати, Московская биржа фактически присоединилась к антироссийским санкциям. Но это тема отдельного разговора. Я думаю, мы к ней обязательно вернемся.
Источник: Царьград