Россельхознадзор нашел в продукции Петелинской птицефабрики сальмонеллу, листерии и антибиотики. Станет ли это шагом к безопасности мяса птицы на прилавках?
Новость о том, что в курице «Петелинка» найдены опасные и вредные вещества, буквально всколыхнула общественность. В Центральной России, например, продукция Петелинской птицефабрики продается в подавляющем большинстве как сетевых, так и обычных розничных магазинов.
Проблема с «Петелинкой» осложняется тем, что этот случай уже второй за 2018 год. Забор проб Россельхознадзор производил в магазинах в Москве, Подмосковье, Ивановской, Тульской, Костромской областях. Лабораторный анализ показал даже нестабильное содержание веществ и бактерий – от региона к региону они были разные.
Надзорное ведомство уже обратилось в суд с требованием приостановить производство на Петелинской птицефабрике на 90 дней и наложить на предприятие крупный штраф. Станет ли теперь продукция как «Петелинки», так и других птицефабрик гарантированно безопасной?
Птица высокого полета
Как сказано в сообщении на сайте Россельхознадзора, ведомство в сентябре передало в суд заявление о приостановке реализации продукции Петелинской птицефабрики, входящей в группу «Черкизово». Основанием для этого послужило обнаружение в продукции предприятия антибиотиков, сальмонелл и листерий. Все пробы были забраны в магазинах Центральной России.
Обращения в суды подали управления Россельхознадзора по Москве, Подмосковью и Тульской области. Образцы продукции были изучены в Центральной научно-методической ветеринарной лаборатории.
В ходе анализа выяснилось, что в пробах птицы из Москвы, Московской и Тульской областей содержатся антибиотики. Речь идет о препарате энрофлоксацин. Тушки с содержанием антибиотика были взяты в магазине ООО «Городской супермаркет». Сальмонеллу нашли в пробах из магазинов ООО «ИКС 5 Гипер» в Костромской и Ивановской областях. Листерии были найдены в птице, которая находилась на прилавках магазинов «ООО Новый свет» в Москве, Московской и Тульской областях.
Петелинская птицефабрика при этом и ранее попадалась на содержании антибиотиков, листерий и сальмонеллы в своей продукции. В мае этого года фабрику оштрафовали на 300 тыс. рублей и предписали устранить нарушения.
Группа «Черкизово» же, в которую входит «Петелинка», в августе 2018 года была оштрафована на 800 тыс. рублей по еще одному иску Россельхознадзора. Тогда на предприятии были выявлены нарушения санитарно-ветеринарных норм.
В частности, специалисты после проверки заявили о нарушениях целостности упаковки части сухих компонентов, нарушениях санитарных условий производства, использовании грязного инвентаря. На заводе также нашли продукцию с истекшим сроком годности и зафиксировали нарушения правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
«Постановлениями управления Россельхознадзора, вступившими в законную силу в сентябре 2018 года, акционерное общество «Черкизовский мясоперерабатывающий завод» привлечено к административной ответственности. Общая сумма штрафов по двум постановлениям составила 800 тыс. рублей», – говорилось в сообщении ведомства.
Россельхознадзор в этот раз потребовал через суд приостановить деятельность «Петелинки» на 90 суток или взыскать с предприятия штраф от 700 тыс. до 1 млн рублей.
Отметим, что обнаруженный в птице энрофлоксацин – это антибиотик, который используется, в том числе, для лечения сальмонеллеза. То есть можно говорить, что сальмонелла, с одной стороны, и остатки этого антибиотика – с другой говорят о применении производителем лекарств, чтобы сохранить поголовье.
Сальмонеллы – это бактерии, которые способны вызвать поражение носителя брюшным тифом и спровоцировать кишечные заболевания. Листерии же говорят о наличии листериоза, который поражает центральную нервную систему, а также органы размножения.
Что дальше?
«Петелинка», действительно, является «птицей высокого полета». Расположенный в Одинцовском районе Подмосковья завод имеет мощность в 56 тыс. тонн мяса птицы в год. Группа «Черкизово» же является вообще лидером по производству мяса в России – ее предприятия выпустили в 2017 году 615 тыс. тонн мяса.
Глава предприятия Сергей Михайлов ранее предупреждал, что нынешние объемы производства вообще уже очень высоки, из-за чего следует наращивать спрос, иначе начнется кризис перепроизводства, сообщили «Ведомости».
Как скажется на «Петелинке» ограничение производства на 90 суток? Президент Agrifood Strategies Альберт Давлеев считает, что в эту норму вполне можно уложиться, чтобы уничтожить имеющееся поголовье птицы, обеззаразить птичники и ликвидировать возбудителей сальмонеллеза и листериоза.
«Петелинку» также ждут серьезные финансовые и имиджевые потери. По оценкам специалистов, предприятие потеряет до 25% оборота из-за такого простоя. Но гораздо более сильным ударом по предприятию станет утрата доверия покупателей к бренду.
Казалось бы, потери и так уже слишком большие. Однако к ним стоит добавить и неустойки по невыполненным контрактам: 90 суток предприятие не будет отгружать поставщикам свою продукцию, и по действующим соглашениям должно будет платить неустойки за это. К тому же едва ли Россельхознадзор ограничится одной проверкой.
Специалисты, вероятнее всего, продолжат искать источники заражения на птицефабрике и не свернут эту деятельность, пока происхождение бактерий не будет точно установлено. К тому же фабрику в Россельхознадзоре уже не без оснований считают нарушителем-рецидивистом. Финальным аккордом могут стать новые штрафы, если специалисты надзорного ведомства найдут на предприятии какие-либо новые нарушения.
Эксперты пищевой промышленности ранее отмечали, что чем страшнее штрафные санкции, тем вероятнее не только исполнение предписаний, но и профилактика возможного появления в продукции как опасных бактерий, так и вредных остатков «тяжелых» лекарственных средств. В данном случае, скорее всего, продукция «Петелинки» станет чище. Хотя вопрос происхождения в курице опасных веществ все еще открыт.
Также открытым остается вопрос, насколько «показательная порка» одного производителя может служить острастке других коллег по цеху. Проблема всех крупных предприятий – это налаженные поставки в торговые сети, огромные объемы производства и миллиардные контракты. В этой ситуации производитель более склонен, например, в экстренном режиме пролечить часть поголовья птицы антибиотиком, чем закрывать предприятие на длительный срок. Хотя такая практика, как мы видим, выходит боком.
Источник: Царьград