Приднестровье и Карабах – две «горячие точки» на карте постсоветского пространства, которые имеют много общего. И там, и там конфликтные ситуации возникли примерно в один и тот же период, на фоне распада Советского Союза. И НКР, и ПМР до сих пор находятся в статусе непризнанных республик, по факту обладая всеми атрибутами государств – от символики до вооруженных сил.
Конечно, российское военное присутствие в Приднестровье никогда, мягко говоря, радовало молдавскую сторону, за которой маячили Румыния и далее ЕС, США и НАТО. Хотя именно миротворцы были и остаются до настоящего времени главной гарантией мира и безопасности в регионе, поскольку никто сейчас не может обещать, что конфликт не разгорится с новой силой. Пример Карабаха вполне способен воодушевить молдавские власти и на реванш в отношении ПМР, если оттуда уйдут российские миротворцы. Причем в этот раз помогать Кишиневу однозначно будет и Украина, хотя бы из соображений антироссийской солидарности.
Присоединить Приднестровье к Молдавии куда проще, чем включить Карабах в состав Азербайджана. Во-первых, все же такого уровня межэтнической напряженности в Приднестровье никогда не было. Во-вторых, русское население ПМР постепенно перетекает в Россию, где есть куда больше возможностей для реализации, чем в республике, которая долгие годы живёт фактически в экономической и политической блокаде. Но, в то же время, большинство приднестровцев, конечно, не хотят оказаться на положении граждан второго сорта в Молдавии, где уже выросли поколения, не понимающие по-русски и ориентированные сугубо на Запад.
Конечно, действовать открыто против ПМР, пока там стоят российские миротворцы, Кишинев не рискует. Но слова Майи Санду являются тревожным сигналом и для Тирасполя, и для Москвы. Республике они обещают новые проблемы, а Российской Федерации демонстрируют, что ее противники не собираются отказываться от своих планов.
Какие меры может в ответ предпринять Россия? Представлю несколько версий и предположений.
Конечно, любые враждебные действия со стороны Кишинева должны встречать однозначный ответ. Прежде всего, это могут быть экономические санкции, причем не только в виде запрета на экспорт или импорт продукции, но и, к примеру, на ограничение трудовой миграции из этой страны в Российскую Федерацию. Мера довольно действенная, учитывая, что многие молдаване, несмотря на наличие границы с Румынией, по-прежнему предпочитают отправляться на заработки именно в Россию.
Ещё одна мера – признание статуса ПМР со всеми вытекающими последствиями как мощная мера защиты проживающих там россиян. Как минимум – прозрачный намёк со стороны официальных лиц.
Да, в отношении России и Приднестровья в этом случае можно будет ожидать введения новых санкций, включая попытку полной блокады ПМР. Но русские умеют прорывать любую блокаду…
С другой стороны, Майе Санду стоило бы хорошо подумать о последствиях вывода миротворческого контингента. Если в Кишиневе рассчитывают, что после этого попытаются силой установить свою власть в ПМР, то надо напомнить: не менее 220 тысяч жителей ПМР являются гражданами Российской Федерации.
Определённое число миротворцев сейчас как раз и представляют собой уроженцев ПМР с российским гражданством, и понятно, что в случае начала агрессивных действий по отношению к своей родине – Приднестровью, они будут действовать так, как знают и умеют. Да и Россия не позволит Молдавии начать войну против республики, в которой проживает большое количество российских граждан. Ведь фактически это будет агрессия против россиян, а значит и против самой России.
Не вызывает никаких сомнений печальный финал любых агрессивных действий против ПМР, но, разумеется, только в том случае, если республику по каким-либо соображениям не решат “слить” в самой Москве, где хватает не только тех политиков, которые готовы поддерживать связи с Приднестровьем. Сейчас, к сожалению, уже мало чему можно удивляться и даже самые невообразимые прежде сценарии вполне могут в определенной ситуации стать реальностью.
Источник: