Стоимость нефти Brent пробила отметку в 50,72 доллар за баррель — так низко она не котировалась с 13 июля 2017 года. Рынок не отреагировал на соглашение ОПЕК+, и экономисты уже предупреждают, что падение зашло слишком далеко. Ждет ли нефтяной рынок новый удар и что будет с ценой черного золота в ближайшие месяцы?
Профицит и спекулянты
Седьмого декабря страны ОПЕК+ договорились о совокупном сокращении добычи нефти на 1,2 миллиона баррелей в сутки. Это соглашение на полгода — до июля 2019-го. Из указанного объема 800 тысяч баррелей приходится на страны ОПЕК и 400 тысяч — на страны, не входящие в картель. Россия согласилась уменьшить добычу на 228 тысяч баррелей в сутки.
Аналитики отмечают: эти решения рынок воспринял неоднозначно. Сокращение оказалось на 0,6 миллиона баррелей меньше, чем в рамках предыдущего соглашения. Поэтому участники рынка сомневаются, что запланированного снижения добычи хватит для устранения профицита предложения нефти в 2019 году.
По предварительным оценкам, даже после принятого ОПЕК+ решения во второй половине года на рынке профицит предложения может достичь миллиона баррелей в сутки. Опираясь на такие прогнозы, спекулянты способны серьезно расшатать рынок.
“Им разрешили продолжить закупки, так как их перерабатывающая инфраструктура заточена на иранскую нефть. Соответственно, на рынке сформировалось излишнее предложение”, — уточняет Кочетков.
Иранский нефтяник
Другое дело, что срок этого разрешения истекает в мае. Но в первом квартале цены на черное золото будут под давлением.
“Скорее всего, речь пойдет о диапазоне 50-60 долларов по марке Brent, — предполагает Андрей Верников, заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ИК “Церих Кэпитал Менеджмент”. — А во втором квартале, после истечения майских льгот для покупателей нефти из Ирана, ситуация несколько улучшится. Возможно, цены даже вырастут до 65 долларов”.
Торговые войны и ФРС
На котировки также давят последствия развернутых Трампом торговых войн. В частности, противостояние США с Китаем уже сказывается на экономическом росте.
“Увеличение объема производства в КНР замедлилось до самого низкого значения за три года, а рост розничных продаж и вовсе на минимуме за 15 лет, — говорит Кочетков. — Таким образом, у нефтяных спекулянтов возникли еще опасения по поводу спроса, который может не только притормозить свой рост, но и начать сокращаться”.
Нефть подкосили и итоги заседания американского Федрезерва (ФРС), на котором базовую процентную ставку повысили на 0,25 процентного пункта.
“Рисковые активы и нефть негативно отреагировали на планы ФРС, трейдеры продолжили отыгрывать факторы спроса и предложения”, — прокомментировал глава департамента азиатско-тихоокеанского трейдинга в компании OANDA Стивен Иннес.
Сланцевики под ударом
Оценивая всю совокупность негативных факторов, экономисты не исключают дальнейшего снижения нефтяных котировок. Наибольшие проблемы это сулит американским сланцевикам: число убыточных проектов растет в геометрической прогрессии.
Как пишет The Wall Street Journal, в последние несколько месяцев производители сланцевой нефти безостановочно наращивали объемы добычи, но падение цен ниже 50 долларов за баррель несет для них серьезные риски. Между тем американская нефть WTI уже торгуется на отметке 46 долларов.
По словам аналитика Banyan Hill Research по сырьевым рынкам Мэтта Бадиали, падение нефтяного рынка “зашло слишком далеко” и текущий уровень цен вынудит американские сланцевые компании сокращать инвестиции.
По прогнозам консалтингового агентства Wood Mackenzie, в следующем году рост добычи сланцевой нефти на одном из крупнейших месторождений США — в Пермском бассейне — замедлится почти вдвое.
Эксперты предполагают, что котировки Brent могут упасть до 50-52 долларов за баррель, но тогда рынок окажется крайне “перепроданным”. “Соответственно, даже закрытие спекулятивных коротких позиций позволит нефти отыграть десять-пятнадцать процентов потерь, — указывает Кочетков. — В целом цена на уровне 55-65 долларов устраивает и производителей, и потребителей, поэтому рынку нужен лишь повод для коррекции вверх. Сегодня никто не собирается вести ценовые войны, как три года назад. Соответственно, риски бесконтрольного роста предложения невысоки”.
Источник: ria