Сегодня, 3 декабря, в России наступил крайний срок уплаты имущественного, земельного и транспортного налога. В новом году нам обещают и новые виды налогообложения. Но работают ли эти налоги на благо страны или просто кормят несметную армию чиновников?
3 декабря все мы обязаны заплатить земельный, имущественный и транспортный налог. И подавляющее большинство из нас – законопослушных граждан – это требование выполнит. Из года в год Федеральная налоговая служба рапортует обо все улучшающейся «собираемости» налогов и сборов. Мы можем быть уверены, что наше имущество и наши доходы находятся под строгим контролем. Тут «цифровая» экономика современной России работает неплохо, базы данных совершенствуются, даже мышь скоро не проскользнет.
С 2019 года налоговое бремя только увеличится. Во-первых, до 20% вырастет ставка НДС, во-вторых, вводится налог для самозанятых граждан. Каждый человек, сдающий квартиру, занимающийся репетиторством или частным извозом, теперь обязан заплатить свою лепту в казну. Опытные товарищи проследят за этим, тут можно быть спокойным.
В принципе, налоговая дисциплина – вещь хорошая и полезная. Но свою положительную роль она способна сыграть только при определенных условиях.
- Самое первое и основное – это адекватная экономическая политика, в том числе разумное использование бюджетных средств.
- Второе – профессиональная и честная работа чиновников на благо государства, а не ради личного или корпоративного обогащения.
- И, наконец, третье – гибкость и продуманность самой налоговой системы, которая призвана способствовать хозяйственному развитию страны в целом и каждой ее области – с учетом всех местных особенностей – в частности. А не препятствовать и не душить его.
К сожалению, сегодня по всем этим трем направлениям мы далеки от совершенства. И, главное, существует опасение, что наша исполнительная власть не всегда понимает, как к нему двигаться.
Немного о русском языке
В Новом Завете сборщика налогов именуют мытарем, и хуже него может быть только фарисей. Если быть исторически точным, те самые мытари евангельского времени собирали в Иудее налог не только собственному Ироду, но и в пользу римлян. Наши налоги, кажется, все же идут в родную казну. Но слова из языка не выкинешь. «Мытарства» – того же корня. Кстати, в России есть целые города, обязанные именем этому слова. Например, подмосковные Мытищи. Там стояла застава, собиравшая пошлину с путников, въезжающих в Москву по Ярославскому тракту. Не исключено, что скоро такая застава появится вновь – о платном въезде в Москву чиновники вслух мечтали не раз.
Чтобы нынешний налоговик не стал бы в глазах народа тем самым старым «мытарем», русские люди должны не сомневаться в том, что наши деньги обеспечивают НАШЕ государство, – то есть идут на нашу безопасность, наше образование, наше здравоохранение, на помощь нашим старикам и обездоленным. И в этом деле обязана быть полная прозрачность.
Человек, заплативший налог, во-первых, имеет право требовать, чтоб его также заплатили сограждане по всей России, на Кавказе и в Туве точно так же, как на Дальнем Востоке и в Орловской области (сейчас регионы не равны между собой); во-вторых, он должен понимать и видеть, куда пошли его деньги и какую отдачу они дают здесь и сейчас. В противном случае любая налоговая дисциплина превращается в усиление фискального давления, ни во что больше.
Разрыв с наследием 90-х
Все возрастающий контроль над собираемостью налогов, который мы наблюдаем последние годы, означает окончательный разрыв с негласным «общественным договором», который, так или иначе, оформился в 90-х. Согласно нему чиновники в той или иной форме могли заниматься своими делами, но и людям на местах дозволялось быть «ничего и никому не должными», если они готовы были сами отвечать за свое материальное благополучие. Царьград уже не раз писал об этом интересном феномене.
С введением налога на самозанятых и общим ужесточением фискальной дисциплины такая ситуация окончательно уходит в прошлое.
Но, сказав «а», необходимо говорить «б». С разрывом этого, сразу скажем, глубоко порочного соглашения между властью и частью общества требования к власти многократно возрастают.
Если мы повсеместно платим налоги, значит, это мы нанимаем чиновников, и они отныне обязаны обслуживать наши общие интересы.
Нужно знать Россию
Еще Екатерина Вторая писала, что главная сложность управления Россией – в ее необъятности и многообразии. Унификация, возможная, скажем, в Европе, в более или менее небольших и однородных странах, у нас смерти подобна. Существуют территории и области хозяйственной жизни, которые остро нуждаются не в усилении, а, напротив, в максимальном снятии налогового бремени.
Это, в первую очередь, мелкое производство (как раз не предпринимательство, которое часто становится синонимом посреднической торговли, а именно производство), заполняющее лагуны местных рынков местными же товарами, способными вытеснить всяческую вьетнамщину и китайщину. Такое, в том числе индивидуальное, производство нужно повсеместно поддерживать и поощрять, а не спешить обложить налогом.
Это и фермерское хозяйство, особенно в теряющих население районах.
Это и образовательная, культурная, социальная работа на местах, которой так не хватает.
- Если фермер в Вытегре, в Богучаре или даже в Торжке уйдет с земли из-за непропорциональной ставки земельного налога (кто знает, как может разыграться аппетит местной власти?),
- если репетитор не будет готовить в Вязьме школьников к ЕГЭ, чтоб они поступили в московский или питерский вуз, потому что ему это станет просто невыгодно,
- если в Горно-Алтайске обувщик перестанет шить обувь для продажи на местном рынке, так как его начнут преследовать «охотники на самозанятых», –
то там не будет ни хозяйства, ни просто жизни. И дело идет именно к тому.
Население Богучара сократилось с начала века на 17%. Вытегры – на 15%. Вязьмы – на 13%. Относительно благополучного Торжка – на 7%. Горно-Алтайск, правда, как и другие центры национальных республик, чувствует себя хорошо: его население выросло на 20% (для сравнения, Махачкалы – на 80%, Грозного – на 43%, Казани – на 13%).
При этом Москва, куда стекаются все основные налоги, «растолстела» на 23%, и в это увеличение поместилось бы население всех перечисленных выше городов.
Такие вещи необходимо чувствовать и понимать.
…Как бы то ни было, главным источником налоговых поступлений должен стать именно крупный бизнес, а не миллионы не слишком богатых русских. Хотя, конечно, с граждан собрать налог проще. В подавляющем большинстве своем они не станут выводить свои отсутствующие «капиталы» за границу. У них нет таких возможностей и такого навыка. Да и совесть не позволит.
Нет, господин премьер-министр
21 ноября, поздравляя налоговиков с их профессиональным праздником, премьер-министр России Дмитрий Медведев назвал сбор налогов в федеральный бюджет основой развития экономики страны. Здесь хочется остановиться и твердо сказать: «Нет, уважаемый господин».
Этот чисто фискальный, мелочно-денежный подход категорически неприемлем ни для России, ни для ее граждан. Основой хозяйственного развития страны был и остается созидательный труд ее народа, для которого правительство обязано создать благоприятные условия, проводя вменяемую экономическую и финансовую политика. И никак иначе.
Итак, сегодня 3 декабря, и мы заплатили налоги. Теперь нам хочется знать, как власть распорядится нашими общими средствами.
Источник: Царьград