На фоне очевидного ослабления роли США Европа усиленно задумывается о своей жизни в постамериканском мире. В этом основная суть явно согласованных высказываний глав Франции и ФРГ о необходимости создания собственной европейской армии.
Напомним, что на днях президент Франции Эммануэль Макрон, который, по мнению ряда политических обозревателей, уже не стесняясь, примеряет треуголку Наполеона, заявил о необходимости создания общеевропейской армии. Потому что над Европой нависли угрозы, а у границ точит зубы агрессивная Россия. Но первопричиной такого разворота стали… США.
Когда президент Трамп выходит из договора о разоружении, заключенного после того, как в 1980-х Европу потряс ракетный кризис, кто оказывается главной жертвой? Европа и её безопасность, — так выразился Макрон, после чего решительно, по-наполеоновски, отрезал: — Мы не сможем защитить европейцев, если не создадим настоящую армию Европы. У нас должна быть Европа, которая обороняется сама по себе, независимо от Соединённых Штатов.
От кого же нужно защищаться Европе, по мнению Макрона? Странный вопрос: от Китая и России. Которая, между прочим, агрессивно подползла к бедняжке Европе и теперь «находится у самых границ и показала, что может представлять угрозу». «Мы подверглись попыткам проникновения в киберпространство и многочисленным вмешательствам в наши демократические процессы», — пожаловался лидер Франции, говоря о страхе перед Россией.
Э. Макрон.
Он также отметил, что «авторитарные силы снова возникают и вооружаются в границах Европы» и предупредил об опасном подъеме национализма.
Но главной перчинкой в выступлении Макрона в эфире радиостанции Europe 1 стала фраза-лозунг, фраза-программа, фраза, обозначающая даже, пожалуй, разрыв с прежней европейской парадигмой:
Мы должны защищаться! От Китая, России и даже от Соединённых Штатов!
Пока ошарашенный Трамп отвечал в присущем ему духе – «президент Франции Макрон выдвинул предложение, чтобы Европа создала свои собственные вооруженные силы, чтобы защитить себя от США, Китая и России. Очень оскорбительно, но, возможно, Европа должна сначала заплатить свою справедливую долю в НАТО, которую США значительно субсидируют!», решительного Эммануэля поддержала сама канцлер ФРГ Ангела Меркель. Причём не где-нибудь в Twitter, как безродный парвеню Дональд, а непосредственно с трибуны Европейского парламента в Страсбурге.
«Мы должны работать над нашим видением настоящей европейской армии», — заявила лидер мощнейшей экономики Европы. Будучи, однако, в отличие от Макрона, дамой системной, фрау канцлерин развернула это положение в нечто наподобие военно-политической программы.
Смысл единой армии, следует из оной, не в армии самой по себе, которая к тому же не должна заменить НАТО, а, скорее, стать дополнением альянса, – а в том, чтобы с помощью института единых вооружённых сил сделать Евросоюз сплочённым и сильным. Только таким он будет услышан на мировой арене и вообще только так «ЕС сможет выжить как сообщество». «Мы должны крепче взять нашу судьбу в свои руки, если мы хотим выжить как сообщество», — если точно цитировать канцлера Германии.
Дополнением к вооружённой силе должна стать сила военно-политическая. В связи с чем желательно и необходимо создать полномочный совет безопасности ЕС, «члены которого работали бы по принципу сменяемости, и который бы более быстро готовил важные решения». Кризисный комитет, по сути дела.
Для силы, безусловно, необходима воля. Для того чтобы она была, и была единой, необходимо отказаться от обязательного единогласного решения всех членов ЕС по важным политическим вопросам.
А. Меркель.
Таким образом, картина стала полной. Меркель, как Леонардо да Винчи, нанесла последний гениальный мазок на полотно своего ученика, после чего оно и получило печать совершенства. Европа должна защищаться от всех, для чего в первую очередь должна защититься от себя самой. Для этого нужно переформатироваться и вручить свою судьбу в руки некоего Центрального комитета. Каковой и будет решать вопросы её дальнейшей жизни в соответствии с принципом демократического централизма. А может, и без оного. Потому что ещё удобнее принцип «Кто платит, тот и заказывает музыку». Кто вообще такая какая-то Польша, если получает субсидии, прежде всего, из немецкого бюджета, а смеет ещё и оскаливаться?
Последствия сладкие, горькие и истинные
Что означает эта совместная атака французского мушкетёра и германского гренадера? Ну, первое и очевидное – двойной штыковой выпад против США, управляемых Трампом. Причём все это прекрасно поняли.
Президент России, со своей фирменной доброй улыбкой на лице, дружески потрепал Эммануэля по щеке. Суверенитет в сфере безопасности и обороны – вполне естественная вещь для Европы как для мощного экономического союза, согласился он. Естественно желание быть независимыми и самодостаточными. Так что создание такой армии — положительный процесс для укрепления многополярного мира, и в этом смысле у нас перекликаются позиции с Францией, поощрил он Макрона на дальнейшие подвиги «независимости и самостоятельности».
В. Путин.
Впавший в панику парижский Наполеон тут же ринулся оправдываться перед вашингтонским сюзереном. «Нечестно, когда безопасность Европы обеспечивается сегодня только Соединёнными Штатами, – зачастил он. – Именно поэтому я полагаю, что нам необходимо больше европейских возможностей, больше европейской обороны, чтобы разделить эту задачу… Ведь это означает большее участие Европы в НАТО, больший объём возможностей, который позволит нам разделить ношу. Я полагаю, что это справедливо».
Но, так или иначе, а кролик из клетки выпрыгнул. Если ещё не в политической и тем более не в военной, но в ментальной плоскости конфигурация новой геополитической карты мира начала складываться. На ней, согласно видению Макрона – Меркель, складываются такие центры взаимных угроз: Россия, Китай, США и Европа.
Пока это – два альянса: менее формальный между Россией и Китаем, иерархический между США и Европой. Но ничто не вечно. США ведут дело к тому, чтобы свой феодальный до того сюзеренитет монетизировать в нечто более прогрессивное и выгодное. Получится или нет, но дело идёт к тому, что господин граф уступает свои права над городом магистрату, но и услуги свои по защите его делает платными. Оборонять город как собственный домен сеньор более не собирается. А значит, какая-никакая, а своя городская стража нужна.
А тут ещё внезапно у самых границ возникла Россия. Вот прямо как у границ Ливонского ордена во времена оны. Никого Орден не обижал, мирно захватывал у соседа одну подконтрольную ему территорию за другой, некоторые порты отнимал, торговать не давал, совершенно бескорыстно не пропускал к русским мастеров, технологии и нужные тем товары. И чем же отплатил за это миролюбие коварный русский? – напал на Орден! Подло прикрываясь при этом какими-то древними правами на свои, дескать, исконные земли. С тех земель, мол, сама государственность русская начиналась, когда не то что Ордена в помине ещё не было, а на землях его литовцы дикие по деревьям прыгали!
Иван Грозный.
Агрессивные бестии эти русские, вот единственный вывод, который остаётся сделать. Надо от них защищаться усиленно. А то исчезнет Европа, как Ливонский орден исчез. Только вот земли его поделили не русские, а поляки со шведами. Но виноваты-то русские!
Наконец, Китай. С какого боку, правда, он нападёт на Европу, находясь за тридевять земель от неё, – это тайна эммануэлевого мозга. Но – угрожает, к бабке не ходи. Значит, армия нужна и против Китая. Правда, что может сделать любая общеевропейская армия с Народно-освободительной армией Китая, если она высадится где-нибудь под Ла-Рошелью, не знает никто. Товарищ Си – не Бэкингем, да и, будем честными, среди измождённых наследственной толерантностью женщин Европы трудно найти обворожительную леди Винтер. Ещё труднее представить, как и с помощью кого она вырежет весь состав ЦК Коммунистической партии Китая…
Вот тут на помощь маленькому Наполеону и пришла старая мудрая канцлерша. Не просто армия своя нужна Европе, дополнила она слишком прыгучего Эммануэля. Ей нужна новая военно-политическая иерархия. Внутри самой Европы. Ибо давайте будем честными: совершенно ни к чему не пригодные прибалты, кормящиеся в конечном итоге из кармана Германии, имеют в европейских структурах тот же голос, что и Берлин. Но при этом жмутся к ногам США, откуда тявкают на Россию, провоцируя её вспомнить опыты Ивана Грозного с Ливонским орденом. Польша прямо-таки заедает, Румыния неуправляема, вытащенная уже из петли Греция тоже забралась за пазуху к Америке. Вот где главная угроза-то Европе!
Поэтому – да, Эммануэль! Нужна нам армия! Правда, всякие смешные слова про угрозы со стороны России и Китая мы оставим на твоей совести, так же как и оправдания перед Вашингтоном. А сами обозначим вектор, на развитии которого и обретём ту Европу, которая нам нужна.
Кстати, как армию-то назовём? Рейхсвер или вермахт?