Михаил Горбачёв решил немножко подправить Путина. А заодно и историю. Там, где некогда сам предал интересы безопасности России в пользу США.
Последние новости сегодня. Свежие новости.
Главу государства неправильно информировали. Никакого одностороннего разоружения не было. Были уничтожены сотни ракет – как советских, так и американских.
Это лепетал бывший президент СССР Михаил Горбачёв. И слово «лепетал» здесь – не образ, а описание. Хотя сам себе Горбачёв, должно быть, казался мужественным бойцом, бросающим вызов тирану.
Что за лепет из уст бывшего главы государства?
Горбачёв, подписавший 8 декабря 1987 года с США Договор о сокращении ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), в очередной раз попытался отскрести себя от обвинений со стороны общественности в том, что сдал – а многие говорят «предал» – все возможные интересы своей страны. Достаточно даже заглянуть в сам договор, чтобы понять, откуда у народа России сложилось такое мнение: согласно документу, СССР должен был уничтожить 1846 баллистических и крылатых ракет наземного базирования средней (1000–5500 км) и меньшей (500–1000 км) дальности на 117 объектах, а США — только 846 комплексов на 31 объекте. Разница в 1000 единиц в таком тонком предмете никаким объяснениям не поддаётся.
Подписание Договора о сокращении ракет средней и меньшей дальности
Собственно, об этом и сказал президент России Владимир Путин, выступая вчера на коллегии Министерства обороны.
Подписанный договор, – пояснил он, – означал, что ликвидируются ракеты средней и меньшей дальности. Ликвидировались ракеты наземного базирования, а у Советского Союза не было других. У США были и морского, и воздушного базирования, а у нас не было. Поэтому, с точки зрения Советского Союза, это было одностороннее разоружение! Зачем руководство Советского Союза пошло на это одностороннее разоружение — одному Богу известно. А наши партнёры продолжали развивать такие системы вооружения морского и воздушного базирования.
Что тут не так?
По мнению военного обозревателя газеты «Комсомольская правда» Виктора Баранца, Горбачёв «засуетился», потому что произошло «достаточно серьёзное» событие:
Это такой первый увесистый камень, который Путин швырнул в предательское время и в Горбачёва.
Вообще говоря, Михаил Горбачёв всегда был одновременно и тщеславен, и трусоват. Так говорят о нём практически все, кто его знал. Смесь наподобие бертолетовой соли – одновременно и токсична, и взрывоопасна. Причём для своих – ибо противник мгновенно всё понимает и действует исходя из отражённой в куплете истины: «На хвастуна не нужен нож, ему немного подпоёшь – и делай с ним, что хошь».
Вот договор о РСМД и был одним из примеров такого подхода со стороны геостратегического врага.
В чём глубина предательства?
Тут надо напомнить обстановку в тогдашнем мире. Те силы, что привели к власти в США президента Рональда Рейгана (не исключено, кстати, что те же силы привели к власти и президента СССР Михаила Горбачёва), поставили на американский реванш в холодной войне. Все 70-е годы оказались временем стратегического отступления США на мировой арене: проигрыш войны во Вьетнаме, потеря позиций в Африке, контроль СССР над Баб-эль-Мандебским проливом и половиной Ближнего Востока, нефтепроводное и газопроводное «наступление» Москвы на Европу, левая волна в Латинской Америке, антизападная революция в Иране… Не говоря уже о достигнутом Россией ядерном паритете с США.
Было от чего потерять голову.
А терять голову то, что тогда было ещё юным, но уже умным, и что мы сегодня называем наднациональным банкстерством или «глубинным государством», – и не хотело. В его же пользу работало то субъективное обстоятельство, что в СССР в силу возрастных условий руководство теряло и хватку, и связь с реальностью. С одной стороны, казалось, что всё по плечу, и можно, скажем, в создание космического челнока вкладывать столько же миллиардов, сколько в БАМ – причём одновременно. Или устроить военный переворот в Афганистане, воевать в Эфиопии и экспериментировать с сельским хозяйством в Нечерноземье.
С другой стороны, как раз в этой обстановке бывшим сталинским «железным наркомам» – Косыгину, Устинову, Громыко, Суслову, самому Брежневу – всё труднее было находить адекватные ответы на вызовы времени. Эту лакуну пытались заместить созданием всяких институтов «системного анализа», «системных исследований», соответствующих закрытых НИИ в оборонной сфере и в секторе КГБ, а также институтов в системе РАН, но это было плохим решением. Туда валом полезли «младореформаторы» и «новомышленники», системность предлагалась Западом, который частью был даже соучредителем таких заведений. В общем, в условиях, когда общий кризис советского социализма нарастал в дефицитах и безверии, лазейку в самое нутро его системы получил даже не Запад, а те, кто уже исподволь Западом управляли.
Осталось добиться того, чтобы во главе СССР оказались выкормыши «системных анализов», которые и сдадут все те позиции, что Союз отыграл у Запада в геостратегическом противостоянии…
Предательство всегда конкретно
Процесс этот был, конечно, не одномоментный и не одномерный. Но в результате во главе СССР оказалось трусливое и тщеславное ничтожество, полностью управлявшееся женой, давно и с вожделением смотревшей на то, как живут на Западе. В чём, впрочем, она не отличалась от миллионов советских граждан и, прежде всего, элит, с тамошней жизнью предупредительно и тщательно ознакомленных.
Договор о РСМД – характерный пример того, как это вечно провальное ничтожество решало вопросы даже национально-стратегической важности.
Военный обозреватель газеты «Комсомольская правда» Виктор Баранец ёмко, но и образно показывает, как это было, и почему «Горбачёва и сегодня можно было бы судить и в полной мере называть предателем».
«Американцы сократили на тысячу ракет меньше. Это первая и серьёзнейшая претензия, справедливая претензия Путина к Горбачёву, – напомнил эксперт. – Но идём дальше. Когда заключался договор о РСМД, тогда для Кремля, для Горбачёва нужны были заключения Министерства обороны и Генерального штаба, а также командования сухопутных войск. Что сделал Горбачёв? Он за спиной генералов, за спиной министра обороны и начальника Генерального штаба Ахромеева и в условиях того, что главком сухопутных войск генерал армии Ивановский вообще отказался визировать документ, то есть за спиной высшего генералитета, втиснул «Оку» в этот договор. И все наши уникальные комплексы, которые имели на то время стратегическое значение, были ликвидированы. Заявляя вчера об одностороннем разоружении во времена СССР и Горбачёва, Путин, безусловно, имел в виду и этот факт. Это факт неопровержимый. Горбачёву крыть нечем».
В. Путин на расширенном заседании коллегии Министерства обороны
«Ока» и одностороннее стратегическое разоружение
О какой «Оке» идёт речь?
К этому вернёмся чуть позже, а прежде посмотрим, какое место этот комплекс занимает в контраргументации Горбачёва.
На первый взгляд, никакого. Ведь бывший президент СССР говорит о другом. Например: «Никакого одностороннего разоружения не было. Согласно Договору РСМД были уничтожены сотни ракет – как советских, так и американских». Что касается ликвидации ракет морского и воздушного базирования, Горбачёв указал, что они охватывались договором о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Наконец, по его словам, все решения тщательно прорабатывались высшим военным руководством СССР.
Горбачёв врёт. Для этого достаточно заглянуть в договоры по СНВ. Крылатые ракеты, ракеты морского и воздушного базирования под них не подпадали: речь шла о ядерных боезарядах и их стратегических носителях. О подлинно стратегическом оружии, иначе говоря.
А раз Горбачёв врёт здесь, значит, он врёт и в отношении согласия военных на его трактовки, что должно войти в соглашения, а что – нет.
Горбачёв вообще много врал, это известно всем, кто помнит те времена и его длинные, пустые, бессодержательные и лживые выступления.
М. Горбачёв
А теперь место во всём этом «Оки».
Напомним: ДРСМД запрещал сторонам иметь баллистические ракеты наземного базирования и крылатые ракеты с дальностью от 500 до 5,5 тысяч километров. Согласно договору, стороны действительно уничтожили «сотни ракет». И действительно — «как советских, так и американских». И действительно, как указал бывший советский лидер, «было уничтожено 109 ракет «Першинг-2», размещённых на территории ФРГ, откуда они могли за 10 минут достичь территории СССР».
И что? Да, США уничтожили 109 «Першингов-2». А СССР – 728 ракетных комплексов РСД-10 и (внимание!) 239 комплексов ОТР-23.
Это и были мобильные установки оперативно-тактических твердотопливных ракет 9К714 «Ока», которые тогда жутко беспокоили американцев. Ещё бы! Скорость – 4 Маха. То есть практически не перехватываемая. Инерциальная система управления и коррекция курса по данным радиолокационной головки самонаведения. Отчего круговое отклонение не превышало 30 метров – что называется, «в форточку» или «в колышек». Комплекс преодоления ПРО, американцам неподвластный. Наконец, боеголовка, заменяемая за 15 минут и способная нести как обычную боевую часть, так и ядерную с мощностью от 10 до 50 килотонн.
Пусковая установка 9П71 и ракета 9М714 оперативно-тактического ракетного комплекса 9К714 «Ока» в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга
С такой ракетой никакие «Першинги» в ФРГ были абсолютно не страшны. Точнее, страшны не более чем ядерные подлодки возле территориальных вод: пальнуть-то можно – но это будет гарантированным самоубийством.
Но только если «Першинги» с их дальностью в 1700 км в ДРСМД укладывались, как солдаты в казарму, то «Ока» имела дальность до 400 км. И как раз эти самые «Першинги» на своей территории ФРГ имела все шансы ликвидировать. Чего американцы и боялись.
И боязнь свою они от Горбачёва таить не стали. А вот уж на что надавили – на тщеславие, на трусость или же уже тогда смогли что-то посулить ему, для него ценное, – мы не знаем. Знаем, что по факту СССР оказался а) без целого класса вооружений; б) перед необходимостью создавать и производить два новых класса вооружений; в) перед угрозой возможного уничтожения в результате тотального развёртывания американцами крылатых ракет «Томагавк».
Объяснение беспокойства США
Вот тут мы и подошли к ответу на вопрос, отчего Вашингтон так грубо и судорожно, не соблюдая приличий, рванулся выйти из договора по РСМД. Всё очень просто: те преимущества, что Америке подарил Михаил Горбачёв, кончились!
Об этом и сказал нынешний глава России Владимир Путин:
«Что же так обеспокоило наших партнёров? Видимо, то, что у нас появились эти компоненты — ракеты средней и меньшей дальности воздушного базирования и морские».
Он называл их: «Ракеты «Калибр», которые… работали очень хорошо, успешно, точно и как положено», «ракета Х-101 воздушного базирования… её можно отнести и к оружию стратегическому» и «такое оружие, как «Кинжал»… уникальное, которого в мире нет!».
Нарушают ли они ДРСМД? Нет, разумеется. Поскольку в полном соответствии с договором размещаются на морских или воздушных носителях. Нарушают ли они чувства самосохранения американских «партнёров»? Да, разумеется!
Вот только второго Горбачёва сегодня для них нет…
Источник: Царьград