Вопрос «возврата японских северных территорий», являющихся на самом деле российскими Южными Курилами, в стране Восходящего солнца не утрачивает своей актуальности, несмотря ни на потраченные впустую в переговорах с Москвой годы, ни на объективную реальность, прямо указывающую на то, что данная «миссия» категорически невыполнима. Определенные силы в японском политикуме и обществе усиленно продолжают поддерживать эти «фантомные боли». Зачем?
Весьма показательным в данном контексте можно считать недавний случай, приключившийся с сотрудниками Минусинского краеведческого музея. Там так порадовались полученными в дар от посетившего данное учреждение культуры заместителя консула Японии ярким и красочным журналам, что не сразу заметили «маленькую деталь» одной из опубликованных в них географических карт. На ней острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи изображены как часть японской территории. А в остальном – все очень красиво…
Вовремя опомнившаяся директор музея с негодованием назвала увиденное «материалами, направленными на переписывание истории». Кстати, очень интересно. почему «вражеские происки» обнаружили только в Минусинске – печаталась данная полиграфическая продукция японским посольством, как установлено, в Москве.. Впрочем, не в этом суть (хотя и прекрасно, что у нас такие бдительные музейщики), а в том, что данный демарш наверняка является вовсе не личной инициативой японских дипломатов, а лишь звеном в государственной политике Токио относительно Курил.
Сколько официальные представители России, вплоть до президента, ни делали четких и однозначных заявлений, гласящих, что о передаче этих островов Японии не может быть и речи, ничего не меняется. Сколько бы ни принималось в нашей стране законодательных решений по этому поводу – вплоть до уровня Конституции, куда вписано положение о том, что отчуждение каких-либо частей российской территории не допускается ни в коем случае, разговоры о «северных территориях» в Токио не утихают. Может быть, дело ещё и в наших размытых формулировках о “случаях с демаркацией и делимитацией границы”.
Каждый новый премьер-министр Японии начинает свою деятельность с обещания, чуть ли не с клятвы «поставить точку в вопросе Курил».
Скоро это, пожалуй, можно будет вводить в официальную церемонию назначения тамошнего главы правительства… Смысл есть – поскольку «решать вопрос» в таком ключе, как это делается сейчас, будет еще не одно поколение японских политиков. Очень хочется верить, что ни второго Горбачева, ни второго Ельцина, которые и вправду могли бы отдать им острова, являющиеся частью нашего национального достояния и частью нашей Победы, Россия больше не увидит. Но в том и дело, что мы надеемся исключительно на личность лидера, понимая, что теоретически сохраняется опасность того, кто к власти может прийти очередной “перестройщик”…
Понимают это и в Японии. И в том числе и поэтому японские СМИ упорно продолжают муссировать данную тему, пытаясь через ее призму рассматривать и оценивать деятельность лидеров своей страны. «Достаточно ли жестко отстаивал позицию по «северным территориям» новый премьер, Есихида Суге в своем первом телефонном разговоре с Владимиром Путиным?» – въедливо интересуется Yahoo News Japan. «Неужели нынешнее правительство намерено «задвинуть в дальний угол» проблему Курильских островов?» – вопрошает гневно Hokkaido Shimbun, напоминающее всем своим читателям о том, что у Японии «есть только одна ясная цель – безусловный возврат всех этих островов до единого».
В целом японский посыл такой: С Путиным всё ясно, значит продолжим ждать “нового Горбачёва” в России… Этакая японская тоска, растянувшаяся на десятилетия…
Можно не сомневаться, что 1 декабря в Токио снова состоится ставший уже традиционным митинг «за возврат северных территорий». Обычно подобные собрания не так уж и многолюдны, но зато их неизменно посещают политики и правительственные чиновники, которые продолжают рассыпать обещания «не складывать рук», «продолжать борьбу» и «делать все возможное». При этом очень похоже на то, что обе стороны переговорного процесса сегодня прекрасно осознают реалии, в соответствии с которыми принадлежность Курильских островов изменена быть не может и не будет.
Однако, судя по всему, не будет снята с повестки дня и столь «горячая» для жителей обеих стран тема, позволяющая руководящим ими политикам без особых трудов и затрат показывать себя «непримиримыми борцами за национальные интересы».
Источник: