Взрыв трубопровода с российским газом на Украине наглядно показывает Европе риски отказа от проекта “Северный поток — 2”. Об этом рассказал руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Минувшей ночью под Киевом в районе населенного пункта Чабаны произошел взрыв на газопроводе высокого давления. Очевидцы около полуночи услышали продолжительный гул и мощный хлопок впоследствии – как оказалось, рванул участок трубопровода “Уренгой – Помары – Ужгород”, по которому Россия поставляет газ в Европу. Труба диаметром 1,5 метра разгерметизировалась в поле, потому обошлось без массовых жертв и пострадавших. В ближайших населенных пунктах отключили электроснабжение и экстренно принялись перекраивать маршруты подачи газа.

К утру экс-министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян подтвердил сам факт чрезвычайной ситуации. К этому времени удалось перераспределить экспортные потоки на другие магистрали. “Разгерметизация газопровода в поселке Чабаны под Киевом не повлияет на транзит газа в страны Европейского союза. Поставки газа для потребителей организованы через другие газопроводы”, – сообщил оператор газотранспортной системы (ГТС) Украины. Ликвидация последствий аварии на газопроводе займет 2-3 дня.

“Это чрезвычайное происшествие, безусловно, очень показательно, – отмечает Перов. – Советская система трубопроводов “Уренгой — Помары — Ужгород” строилась в 1980-х и с тех пор устарела как физически, так и технологически. Сейчас физически украинским специалистам придется латать трубы 1970-1980-х годов выпуска, то есть изношенную систему, которая может рвануть в любой момент. Это яркий аргумент для всех противников строительства “Северного потока – 2” в Европе – украинская система очень ненадежна.

На Украине взорвался участок экспортного газопровода из России в Европу

На Украине взорвался участок экспортного газопровода из России в Европу.

 

Но мы знаем, что новый российско-германский газопровод намеренно политизируют, так что часто доводы здравого смысла и логика просто отвергаются надуманными мотивами. И насколько у европейских политиков хватит разума принять такой сигнал – пока вопрос. В ответ могут прозвучать ангажированные доводы, что такой взрыв мог произойти и в России. Однако если руководствоваться здравыми рассуждениями, сегодняшняя авария – пример, чего Европе ждать от украинской ГТС в будущем”.


 

“Труба” требует инвестиций

“Уренгой – Помары – Ужгород” – магистральный экспортный газопровод, построенный в 1983 году для поставки природного газа с сибирских месторождений потребителям в союзных республиках и странах Центральной и Западной Европы. В настоящее время российская часть газопровода управляется “Газпромом”, украинская – “Укртрансгазом”, дочерней компанией НАК “Нафтогаз Украины”. И если российская часть образцово обслуживается и модернизируется, то об украинской этого сказать нельзя.

Значительных перебоев в поставке газа удалось избежать

Значительных перебоев в поставке газа удалось избежать.

 

ГТС Украины возникла в 1948 году с газопровода “Дашава – Киев” и впоследствии выстраивалась СССР с грандиозным размахом – сегодня она составляет почти 3,7 тысячи километров. Кроме труб в систему входят десятки распределительных сетей, газохранилищ, компрессионных и газоизмерительных станций. Основная часть системы строилась в 1960-1970-х годах, так что сейчас это самая дорогая и “дырявая” система – изношенные трубы приводят к значительным потерям при прокачке.

Киев неохотно содержит ГТС, которую зовет “национальным достоянием”. Премьер Украины Николай Азаров в сентябре 2013 года оценивал затраты на ремонт трубы в 4,5 млрд евро. Но с тех пор уровень ежегодных инвестиций в ГТС едва достигал 10% от необходимого.

“Украинская сторона даже не пыталась скрывать, что хронически недофинансирует свою газотранспортную сеть, зато регулярно заявляет о поиске средств на это. А нужны многомиллиардные вложения. Своих денег у Киева на это, естественно, нет, что означает необходимость найти инвестора. Россия в свое время предлагала выкупить украинскую сеть и содержать за свой счет, но Киев с возмущением отказал. А значит, остается искать доноров лишь в Европе.

Украинская власть предлагает смелый проект по вложению в ГТС страны огромных сумм для включения сети в общую газовую систему Евросоюза. В том числе с использованием украинских газовых хранилищ, которые очень велики. Для Киева появление такого инвестора было бы успехом, но пока даже намека на него нет. А украинская ГТС продолжает ветшать и устаревать без вложений”, – подчеркивает Перов.

 

Здравый смысл указывает на “Северный поток – 2”

Европа готова спонсировать модернизацию трубы только в том случае, если Россия гарантирует транзит голубого топлива через нее. Однако для Москвы куда выгоднее задействовать новейшие газопроводы, прокачка по которым вдвое дешевле, чем по гигантской устаревшей украинской сети. Узлов и агрегатов для этой ГТС не выпускают уже 25 лет, мастера на местах выкручиваются как могут, но и советские резервы деталей практически истощены.

Изношенность украинской ГТС требует все большего "латания", но это лишь отодвигает наступление масштабных проблем

Изношенность украинской ГТС требует все большего “латания”, но это лишь отодвигает.

 

Тем временем в Европе антироссийские силы под давлением США объявляют о необходимости остановить проект “Северный поток – 2”, связывая его с сомнительной историей о якобы отравлении блогера Алексея Навального. Без доказательств делаются заявления о “боевом происхождении яда” и “политическом заказе” этой истории. Политологи не сомневаются: вся история срежиссирована США, чтобы остановить строительство газопровода.

“Сейчас тема “Северного потока – 2” намеренно максимально политизируется, чтобы не допустить версий здравого смысла, а также рассуждений о необходимости этого проекта для Евросоюза. Ведь ГТС Украины моложе с годами не становится, так что вероятность аварий будет только расти. А для ЕС максимально важно, чтобы поставки энергоносителей были бесперебойными. От этого зависит экономика стран Европы.

Если говорить о максимальных выгодах, то Европе стоило бы и оставить украинскую ГТС, и достроить “Северный поток – 2″, чтобы задействовать все его преимущества. Но в любом случае украинский маршрут требует многомиллиардных вложений для поддержания хотя бы его жизнеспособности, и вопрос, готова ли дать деньги на это Европа, остается подвешенным в воздухе.

Если же продолжить политизировать тему строительства нового трубопровода, то это удар по энергобезопасности ЕС. Но пока в Европе превалируют доводы политики, а не здравый смысл, предсказать судьбу проекта трубопровода по дну Балтийского моря все еще сложно”, – заключает Александр Перов.


Источник: rueconomics

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *