Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, отмечаемый 4 декабря, привносит в нашу жизнь ощущение чуда и какой-то детской, ничем не замутненной радости. При этом, как и Рождество, он несет глубочайший смысл и символику. Кстати, именно День Введения во храм Пресвятой Богородицы сигнализирует: Рождество не за горами. Вот что читаем об этом у Ивана Шмелева: “Как под Введенье запели на всенощной “Христос рождается, славите..”, так Рождество уже засветилось, так сердце и заиграло, будто в нем свет зажегся”
Понятно, что ковидный 2020-й год внес коррективы в то, как верующие отмечают церковные события. И Рождественский пост, который будет продолжаться до 7 января, для многих не так строг, и в церковь мы ходим, учитывая меры санитарной безопасности. Но нет худа без добра: многие верующие отмечают, что больше времени стали уделять изучению сути и символике церковных праздников, ходу богослужений – благо в интернете можно найти трансляции из храмов. Скажу сначала про пост: праздник Введения Пресвятой Богородицы считается великим, поэтому пост 4 декабря отменяется. Правда, только по отношению к рыбе – даже в монастырях сегодня на столах праздничные рыбные блюда.
Теперь про событие, о котором сегодня говорят в церквях. Более двух тысячелетий назад жители Назарета Иоаким и Анна привели свою трехлетнюю дочь Марию в Иерусалимский храм, и то, что затем произошло, было не просто символично, такие явления в Церкви называют “знамениями”, то есть чудесными, необычными явлениями, через которое Господь проявляет Свое отношение к тварному миру. Трехлетняя девочка, приведенная родителями в храм, самостоятельно туда вошла, поднявшись без чьей-либо помощи по высоким ступеням – отсюда и название праздника: “Введение во храм Пресвятой Богородицы”. Но что же в этом необычного, знакового, символического?
В Церкви есть слово, созвучное нашему обыденному “лестница”, синоним ему. Это слово “лествица”, означающее духовное восхождение. И этот образ лестницы, лествицы, духовного восхождения к Богу имеет прямое отношение к празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Витторе Карпаччо (ок.1465 — ок.1526гг.) Введение Богородицы во храм
Но сначала вспомним, что Мария, Мать Христа была долгожданным, вымоленным у Бога, ребенком. Ее родители – праведные Иоаким и Анна дали обет: если Господь дарует им дитя, они посвятят его Богу. И вот, когда Марии исполнилось три года, родители привели Ее к храму в Иерусалиме и поставили на первую из пятнадцати ступеней, ведущих в храм. Тут и свершилось событие необычное, всех удивившее: никем не ведомая и не поддерживаемая, трехлетняя Мария взошла по лестнице вверх. Окружающие были поражены, а старец первосвященник Захария, подчиняясь какому-то таинственному вдохновению, взял Марию и повел Ее за собой в сокровенную глубину храма, в “Святая Святых” – место, куда не позволялось входить не только ни одной из женщин, но куда не ступала нога обычных священников. Только первосвященники могли входить туда, да и то лишь раз в год – когда приносили в “Святая Святых” жертвенную кровь. Все присутствующие были поражены – девочку, столь отзывчивую к Святыне оставили при храме, и Мария жила там до 12 лет.
Но как это событие двухтысячелетней давности соотнести с нашей жизнью? Какой урок может вынести из этой истории современный человек?
Крайне важный. Встреча с Богом, учат богословы, – это всегда не только Его призыв к нам, часто молчаливый, всего лишь ступенями лествицы, поставленный перед нами. Встреча с Господом – это и наш ответ на Его призыв. Наш шаг навстречу Богу.
“С вхождением в храм Пресвятой Богородицы свершилось чудо, – говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин). – Небо соединилось с землею, и вечность вошла во время, освящая его для вечности”. До явления в мир Христа, до момента, когда Дева Мария станет Матерью Спасителя. оставались считаные годы… А пока в “таинственной глубине” Божьего дома – храма, детски чистая, чуткая душа девочки готовилась, воспитывалась, возрастала…
День Введения во храм Пресвятой Богородицы часто считают детским праздником, именно в этот день принято приводить детей на первую исповедь. “Привести в Храм – значит ввести жизнь в соприкосновение с Богом, дать жизни конечную цель и назначение, осветить ее изнутри светом высшего опыта”, – говорил богослов Александр Шмеман. По православной традиции обычно дети начинают исповедоваться с семи лет. Часто свое первое детское религиозное переживание человек потом проносит через всю жизнь, настолько много в нем бывает искренности, чистоты и ясности.
Источник: