Заслуженный экономист РФ профессор Владимир Гришин объяснил, к чему могут привести проверки банками мелких переводов частных клиентов. «Все перейдут на кэш, и государство вообще потеряет контроль», – предостерегает он от такой практики.
Сообщение о том, что банки начали требовать от частных лиц письменных экономических обоснований для переводов в пределах 1000 рублей, напоминает либо вброс, либо глупость, полагает Владимир Гришин.
В разговоре он привел пример собственных подобных транзакций, иллюстрируя абсурдность требований: «Я перевожу детям деньги на питание, на обучение, на обучение в институте, в автошколе, на очки, на то на се. Это может быть 2-5 тысяч рублей и прочее. Я должен на каждую операцию давать объяснение?»
Кроме того, напомнил он, если речь идет о зарплатных карточках, то банку тем более нет смысла требовать объяснений происхождения денежных средств, поскольку к переводам дается показание «перечисление по зарплате».
Профессор и заслуженный экономист уверен, что если банки будут настаивать на проверках, то люди просто откажутся от карточных платежей и перейдут на расчеты наличными, и «тогда государство вообще ничего не увидит». «Мы не собираемся ни перед кем отчитываться, почему я перечисляю 200-300-500 рублей или 3-5-20 тысяч. Это просто бредовая ситуация», – настаивает Гришин.
Слухи о том, что банки начнут проверять мелкие переводы в рамках борьбы с мошенничеством и незаконным предпринимательством, возникали неоднократно. Однако теперь газета «Известия» объявила, что по крайней мере три российских банка — Бинбанк, Тинькофф-банк и Сбербанк — уже начали угрожать клиентам блокировкой карт в случае непредоставления в короткие сроки экономических обоснований переводов, подтверждения законности средств и объяснений трат.
«Почему я должен что-то объяснять?»
Центробанк РФ в своем комментарии назвал данную практику незаконной. Однако основатель ОМС в РФ Владимир Гришин считает, что этого недостаточно.
«Пусть даст официальное разъяснение на всю страну. Пора прекратить, это происходит уже в течение полугода где-то, это третирование населения за эти перечисления. Они хотят сказать, что перечисление трех тысяч рублей — это теневая операция? Мозг есть у этого банка? Люди уйдут с карточек, перейдут на кэш, а это хуже для государства. Намного причем», – подчеркивает собеседник.
Эксперт подчеркивает, что разъяснения от Центробанка должны последовать в самое короткое время, «иначе государство в лице ЦБ и вообще государство как таковое полностью потеряет контроль над межбанковскими операциями».
«Люди просто уйдут в тень, на наличные расчеты. Вот и все», – говорит Гришин. Причем, отмечает он, речь идет о миллиардах операций.
«Никто не будет никому ничего объяснять. Я и не собираюсь никому ничего объяснять. И зачем вбрасывается эта информация, я тоже не понимаю. Чтобы ввести хаос на банковском рынке?» – задается вопросом собеседник.
По его словам, сама идея подобных проверок вызывает даже не удивление, а возмущение: «Почему я должен кому-то что-то объяснять, что я перечисляю жене, гражданской жене, теще, брату, свату, детям и так далее. Что я должен кому объяснять? На каком основании, собственно говоря? Я честно заработал деньги, я кому хочу, столько и перечисляю. И вообще контролю банковских операций я удивляюсь. Почему я должен объяснять, что я какой-то женщине или мужчине перечислил 40 тысяч рублей? Какое дело Сбербанка?»
За что могут заблокировать
В начале осени в России вступил в силу закон, позволяющий банкам блокировать сомнительные операции по картам. Накануне начала его действия ЦБ обнародовал список случаев, когда переводы с банковских карт могут быть заморожены.
Прежде всего, блокировке подлежат переводы, если они делаются в пользу лиц, фигурирующих в базе зафиксированных попыток хищения, или если устройство, с которого совершается перевод, числится в базе.
Во-вторых, банки должны насторожить случаи нетипичного финансового поведения клиента. Если связаться с клиентом не удалось, транзакции замораживаются на два дня. Полный перечень поводов для блокировки приводится на сайте регулятора.
Сообщают «куда следует»
В некоторых случаях кредитные организации вправе и даже обязаны отслеживать подозрительные операции и сообщать о них в Росфинмониторинг. Это оговорено законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В некоторых случаях подозрительные транзакции могут быть заблокированы.
Однако в инструкции ЦБ по этому поводу и методических указаниях регулятора основное внимание уделяется не физлицам, а юридическим лицам и ИП. В том числе поэтому порог, после которого требования Росфинмониторинга становятся обязательными, составляет 600 тысяч рублей.
Налоговые службы вправе начать проверки на основании таких рапортов. Однако на практике таких случаев не много – слишком сложно собрать доказательства незаконной предпринимательской деятельности.
Источник: Царьград