Вот уже месяц во Франции не стихают беспорядки так называемых «желтых жилетов», что ставит под большой вопрос политическую карьеру президента Эммануэля Макрона. На Западе уже звучат мнения, что и в этом деле не обошлось без «российского вмешательства». Вместе с тем эти данные в итоге не подтверждаются. Как Франция проверяла очередной антироссийский миф?
Франция является уникальной страной в плане революций и общественных протестов. Создается впечатление, что французы за последние столетия европейской истории были чаще других народов полем для социальных экспериментов со стороны властей, а также чаще других добивались необходимых изменений при помощи протестов, забастовок и открытого противостояния действующей власти.
Достаточно вспомнить протесты 2006 года, когда французам удалось добиться от тогдашнего президента Жака Ширака отмены «договора о первом найме», который давал работодателям право увольнять работников в возрасте до 26 лет без объяснения причин. На французских баррикадах тогда даже родился анекдот о Д’Артаньяне, который ехал-ехал из Лондона в Париж с подвесками королевы Анны Австрийской, да так и не доехал, потому что был уволен по «договору о первом найме».
Сегодня мы видим новые решения новых французских властей, и как следствие – новые протесты. Однако если тогда, в 2006 году, вряд ли кому-то приходило в голову обвинять Россию в организации беспорядков, то теперь, 12 лет спустя, антироссийская истерия в Европе настолько велика, что подобные домыслы подаются как неоспоримый факт.
Внезапное заявление президента США Дональда Трампа, что французы якобы хотят его видеть президентом своей страны, заставило ряд специалистов и даже сеть телеканалов France24 разобраться в вопросе – а кто на самом деле влияет на беспорядки?
Франция и англосаксы
Итак, France24 отмечает, что вопрос о потенциальном «российском вмешательстве» требует отдельной проработки. Канал настораживают последние сообщения прессы и заявления американских и британских чиновников на эту тему. В сущности, речь идет о подозрениях, что вмешательство идет скорее с другой стороны. Вот что говорится в сообщении France24:
Англосаксонские СМИ поддерживают точку зрения о российском влиянии на движение «желтых жилетов» через Twitter. С этой мыслью спорит эксперт Батист Робер, который провел собственный анализ англоязычных твитов об этом движении.
Можно сказать, что в журналистах France24 в каком-то смысле взыграл патриотизм: французы сами могут выражать свое мнение и заслуженно спорят с Макроном, то есть дело не раскручивается кем-то еще. К тому же слишком много теперь о «руке Кремля» говорят англосаксы, к которым французы себя, разумеется, не относят. Анализ, подготовленный Батистом Робером, мы рассмотрим чуть ниже.
Как рассказал телеканал, поводом для подозрений стало заявление на российском телевидении, что протесты якобы инспирированы Западом, который «экспортирует цветную революцию во Францию» после заявлений Макрона о необходимости создания европейской армии и вообще большей независимости Европы от США.
Отметим, что североатлантические дела Макрона действительно пошатнулись после намеков на нежелание идти в ногу с Вашингтоном. Замыслив переустройство Европы и возомнив себя новым Наполеоном (между прочим, это оценка самих же французских СМИ), президент Франции, действительно, подставился под удар. Поэтому мы не согласимся с France24 в оценке факторов, которые якобы дали начало попыткам обвинить в беспорядках Москву. Вероятнее всего, англосаксы крайне недовольны Макроном, но еще больше им недоволен сам французский народ.
Э. Макрон
France24 между тем вступает в полемику с американским агентством Bloomberg и британской The Times. Одно из старейших изданий Великобритании, например, в публикации «Российские аккаунты подпитывают французские протесты» с удовольствием смакует мысль о «российском влиянии». Газета ссылается на данные исследовательской компании New Knowledge, известной своей проамериканской позицией, и пишет:
Сотни учетных записей в социальных средствах массовой информации, связанных с Россией, стремятся усилить уличные протесты, которые потрясают Францию… Сеть этих аккаунтов распространяет через Twitter сообщения о жестокости и хаосе во время демонстраций «желтых жилетов». Группа из порядка 200 отслеживаемых учетных записей набирает примерно 1600 ретвитов в день. Большинство аккаунтов маскируются под представителей западного общества.
Bloomberg подает информацию почти беспристрастно, однако приводит мнение «Альянса в защиту демократии» – проекта американского Фонда Маршалла (ранее был признан нежелательным агентом в России).
«По данным «Альянса в защиту демократии», около 600 аккаунтов в Twitter, связанных с Кремлем, сосредоточили внимание на Франции в последнюю неделю и повысили употребление хэштега #giletsjaunes», – пишет Bloomberg.
По сообщению агентства, «Альянс в защиту демократии» считает также, что «России не удалось провалить предвыборную кампанию Макрона» и теперь «связанные с Москвой сайты» (какие – не указано – прим. ред.) якобы распространяют сообщения о бунте во французской полиции и поддержке протестов рядом офицеров.
Однако нужно отдать Bloomberg должное, агентство приводит также сообщение RT о том, что журналисты этого телеканала работают непосредственно внутри событий, доказательством чего служат ранения 12 сотрудников. Это больше, чем число пострадавших сотрудников какого-либо другого СМИ. Bloomberg также отмечает, что сервис Ruptly, связанный с RT, показал на видео, как французские полицейские снимают шлемы в знак солидарности с демонстрантами.
France24 пытается разобраться в этом ворохе англосаксонской информации и не склонен верить исследованиям изначально проамериканских компаний о якобы имевшем место влиянии России. Для этого канал приводит исследование Батиста Робера – независимого эксперта в области кибербезопасности. Он изучил реальное применение хэштега #giletsjaunes в 256 000 твитах и пришел к неожиданному заключению.
Кто за этим стоит?
Результаты своего недельного исследования Робер опубликовал в своем Twitter. Сейчас там уже есть записи о реакции на его исследование. Как сообщает France24, Робер по итогам изучения твитов составил десятку аккаунтов, оказавших наибольшее влияние на развитие тематики протестов «желтых жилетов».
Лидером стала некая Кэти Хопкинс (Katie Hopkins), которую эксперт называет «английской сторонницей Brexit и Трампа». Он отмечает, что она сделала всего четыре записи на тему французских протестов, однако все они имели огромный резонанс. В тройке лидеров также есть «один польский националист и протрамповский аккаунт, который сейчас выглядит как новостная станица», пишет France24.
Ни один из десяти лидеров не выглядит как откровенно пророссийский аккаунт… скорее я бы говорил о комментаторах разной национальной принадлежности и сторонниках Трампа,
– заявил Робер.
Он также подверг критике исследования «Альянса за демократию» и New Knowledge, на которые ссылаются The Times и Bloomberg. Оба этих института, по словам эксперта, не выпустили ни одного серьезного исследования, а их деятельность изначально ориентирована на пророссийские аккаунты, из-за чего они предвзяты и делают необъективные выводы.
Робер также отметил активность националистов, которые традиционно следят за протестными явлениями и склонны видеть в них символ национального подъема. Однако они не оказывают влияния на сами протесты, уверен он.
«Националисты не влияют непосредственно на протесты «желтых жилетов», а воздействуют на восприятие этого гнева народа во внешней среде», – считает автор независимого исследования. С ним согласен и представитель Национального центра научных исследований Франции Оливье Коста.
Учитывая общие размеры влияния в социальных сетях на «желтые жилеты», попытки российского влияния на движение – это капля в море,
– сказал Коста в интервью France24.
Телеканал также уверен, что невозможно четко отследить, какое воздействие на протесты во Франции оказывают в соцсетях представители того или иного государства. Мы же добавим к этому, что никто не анализирует французское влияние на французские же протесты. Ведь именно через соцсети протестующие координируют свои акции, договариваются о маршрутах шествий, а лидеры профсоюзов управляют всем движением в целом. Впрочем, все это вполне логично.
На этом фоне трудно не согласиться с France24 и исследованием Батиста Робера. Предвзятость западных СМИ и их попытки свалить на Россию ответственность за подавляющее большинство совершенно чуждых нам проблем и потрясений уже не вызывает ни у кого сомнений. Как мы видим, развенчивать миф о «российском вмешательстве» приходится теперь уже даже не представителям России или СМИ, а французским журналистам, специалистам, членам научного сообщества. И причина тут очевидна: хотя власти Франции обещают заняться расследованием влияния на протесты извне, французам не очень-то приятно думать, что они не выражают свою народную волю, а являются лишь инструментом для достижения чьих-то утилитарных целей.
Источник: Царьград