Начавшийся Великий пост для каждого православного христианина – это время духовной подготовки и к скорбным дням Страстной седмицы, и к великой Пасхальной радости.
“И почему это вы, верующие, постоянно поздравляете друг друга с началом Великого поста? Чему радуетесь?” – такой вопрос приходилось слышать не раз. Действительно, на первый взгляд, не так-то просто понять, в чем же радость этих дней, когда каждый православный христианин, после недели сытой и разгульной Масленицы, должен во многом ограничить себя. И, разумеется, эти ограничения касаются не только трапезы, но, в первую очередь, духовной стороны.
Дни Великого поста для верующих – это время, когда нужно максимально усмирить любые собственные страсти, а главное – стараться как можно чаще молитвенно обращаться к Господу, а вместе с тем – не забывать и о ближних. Причем не только о единоверцах и единомышленников, кто молится рядом с тобой в храме, но и тех, кто совсем не разделяет твой великопостный настрой. Впрочем, стоит напомнить, что этот настрой не должен быть мрачным и унылым. Сам Господь остерегает нас от этого – Евангелии от Матфея Его слова о посте передаются следующим образом:
Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно”.
Значит ли это, что пост заключается исключительно в особом духовном настрое? Действительно ли Великим постом достаточно “не есть людей”, как сказано в одном очень метком, но содержательно все-таки неполном церковном афоризме? Конечно же, нет. Главное – понять, что любые великопостные ограничения, в том числе пищевые – это наш личный подвиг, который мы берем на себя не из желания кому-либо что-либо доказать. Как и не из необходимости “угодить Господу” своим отказом от стакана кефира.
Но этот личный подвиг непосредственно связан со Священным преданием Православной Церкви. И если мы считаем себя Ее чадами, то должны соблюдать те уставные установления, которые были установлены еще в первые века от Рождества Христова на Вселенских и Поместных соборах. Разумеется, исключения из церковных правил всегда допускались в отношении беременных и болящих, узников и военнослужащих, учащихся и путешествующих. Но любые послабления в посте должны согласовываться с духовником – тем православным священником, у которого ты исповедуешься.
И здесь кто-то может спросить: “А если у меня нет духовника? Если я вообще не исповедуюсь и не причащаюсь? Можно ли мне поститься?” И действительно, немало людей, считающих и даже не считающих себя православными, в дни поста берут на себя определенные ограничения, никак не связанные с церковной жизнью. И здесь очень сложно сделать определенный вывод, полезно ли это.
Возможно, кто-то именно с этого опыта начнет свой путь к воцерковлению. Возможно, напротив, это только озлобит его и уведет еще дальше от Православия. Главное – понимать, что подлинный пост возможен только в Церкви. В противном же случае он становится всем, чем угодно – диетой, вегетарианством, веганством – но только не православным постом.
Правила Великого поста
Несмотря на то, что выше было сделано немало оговорок, что пост – это не только и не столько ограничения в пище, это сторона достаточно важна. Если упрощать, то великопостные пищевые запреты связаны с исключением из нее не только скоромных (мясомолочных и яичных) продуктов, но даже рыбы. Последняя, согласно церковному Уставу, если соблюдать его во всей строгости, благословляется только в праздники Входа господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) и Благовещения (в 2018 году последний приходится на Великую субботу Страстную седмицы, а потому и в этот день установлен строгий пост).
Более того, если следовать всей строгости Устава, то в некоторые дни (первый понедельник Великого поста и пятницу Страстной седмицы, которая не входит в сам пост, но примыкает к нему) предписывается полное воздержание от вкушения пищи. В большинство же будних дней благословляется только сухоядение – невареная пища без растительного масла. И даже растительное масло разрешается только по субботним и воскресным дням, а также в дни памяти значимых святых. Конечно, столь строго пост соблюдают далеко не все. Но здесь важно помнить правило, предписанное выше: послабления в посте человеку воцерковленному важно согласовывать со своим духовником.
Но есть куда более важное, чем пищевые ограничения, правило Великого поста. Это правило – молитвенное и покаянное. Молитвы и покаяние в Таинстве Исповеди – единственное, что очищает наши души и приближает нас к Богу. Именно поэтому в первые четыре дня Великого поста во всех православных храмах читается покаянный канон святителя Андрея Критского, очень глубокий и трогательный по своему смысловому содержанию. Приведем лишь первые две молитвенные строфы (тропаря) первой песни этого канона:
Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но, яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление
Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься, и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы…”
В этих молитвенных словах, которые настраивают нас на совершенно иной лад, а многим даже дают покаянные слезы, основа нашего духовного изменения и приближения к Богу. К слову, Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, ежегодно читающий этот канон на первой неделе Великого поста, а также в ходе самого строгого великопостного богослужения – Марииного стояния, в ходе которого Великий покаянный канон святого Андрея Критского прочитывается полностью. Так, несколько лет назад после одного из таких богослужений Патриарх Кирилл особо отметил именно покаянную важность Великого поста:
Самым первым шагом, который каждый из нас должен сделать, в том числе и вступая в поприще Святой Четыредесятницы, является попытка разобраться в самом себе, в жизненных обстоятельствах, которые продиктовывают греховное поведение. Не всегда просто разобраться, ведь мы постоянно оправдываем самих себя. А нужно отказаться от самооправдания, нужно думать и говорить пред лицом Божиим только о самом себе, только о том, в чем ты сам виноват…”
“И целомудрия мне в сердце оживи…”
Но самым главным молитвенным чтением, которое (с земными поклонами) возносится в каждом православном храме во все дни Великого поста, является молитва преподобного Ефрема Сирина. Молитва, составленная этим великим сирийским старцем еще в IV столетии от Рождества Христова, и в основном церковнославянском переводе выглядящая так:
Также существует и более древний церковнославянский вариант этой молитвы, по мнению некоторых специалистов, более точно передающий ее покаянный смысл:
Го́споди и Влады́ко животу моему́, дух уны́ния и небреже́ния праздносло́вия и тщесла́вия, сребролю́бия и любонача́льства отжени́ от мен́е.
Дух же целому́дрия, смире́ния, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́.
Ей, Го́споди Царю́, даждь ми зре́ти моя́ согреше́ния, и е́же не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во́ веки, аминь”.
К сожалению, любой перевод этих слов на современный русский язык утрачивает смысл молитвы, но есть одно переложение, которое, несколько отступая от изначального смысла, тем не менее, очень точно передает настрой этого молитвословия. Переложение, принадлежащее Александру Пушкину. Приведем его стихотворение полностью:
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество Божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
И здесь стоит остановиться. Ведь именно в этих словах – главный смысл “дней печальных Великого поста”. Печальных и вместе с тем – веселых, поскольку каждая душа, которая, по определению святых отцов нашей Церкви, является христианкой, молитвенно и покаянно очистившись, радуется, ликует. Ну и, конечно, помнит, что Великий пост готовит нас к самому главному дню: Светлому Христову Воскресению – Пасхе Господней. И здесь очень хочется привести церковнославянские слова еще одного великопостного молитвословия – стихеры вторника второй седмицы (недели) Великого поста:
Время весе́лое поста, те́мже чистоты́ светови́дныя, и любве́ чи́стыя, молитвы светоза́рныя, и всякия ины́я доброде́тели насы́тившеся бога́тно, све́тло возопии́м: Кре́сте Христов всесвяты́й, возрасти́вый сладость жизни, всех чистым сердцем тебе поклони́тися сподо́би нас, очище́ние нам дая́ и ве́лию милость…”
И если мы сможем в полной мере раскрыть для себя этот православный оксюморон, понять, как могут сочетаться радость и печаль этих великих дней, то значит, время Великого поста уже не прошло для нас случайно. А теперь, возвращаясь к самому началу этого текста, хочется сказать лишь несколько слов:
С началом Великого поста всех нас! Подай нам, Господи, Поста благоприятного!
Источник